Эволюция асимметрии федерации в России: теория и практика
Аннотация
Дискуссия о том, является ли федерация в России симметричной или асимметричной, продолжается в научных кругах уже долгое время. Лаконичность конституционных норм, определяющих особенности статуса субъектов, их взаимоотношений между собой и с органами государственной власти, оставляет поле для различного толкования. Практика конституционного развития России демонстрировала примеры как полной симметрии, усиленной централизацией федерации, так и асимметрии, основанной на тенденциях децентрализации государства. В представленной статье авторы выделяют этапы эволюции федерации в России и связанной с этими процессами асимметрии, анализируют теорию и практику развития тенденций, взаимовлияние процессов централизации федерации на особенности статуса субъектов и их взаимоотношения с федеральным центром на различных этапах развития государства. В работе авторы выявляют зависимость между процессами централизации федерации и процессами сокращения асимметрии, в то же время обращают внимание на то, что децентрализация влечет за собой усиление асимметрии федерации, при этом асимметрия была основана как на нормах действующей Конституции РФ, так и на сложившейся политической практике конца 90-х годов XX века. Отдельное внимание в статье уделено влиянию национальных аспектов на особенности асимметричного строения федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 02/2025 |
Страницы | 35-39 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-2-35-39 |
Вопрос о том, является ли Россия симметричной или асимметричной федерацией, остается предметом научных дискуссий. За время существования действующей Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) юристы, политики и ученые высказывали различные позиции . В конституционном праве используется термин «ассиметричный федерализм», означающий устройство федеративных отношений, «основанных на неравенстве единиц, составляющих федерацию, в различных сферах и допускающие вариативность во взаимоотношениях субъектов Федерации с федеральным центром» . Конституционная асимметрия возникает там, где различия в автономии субъектов закреплены в конституционных документах и других нормативно-правовых источниках.
Понять смысл отношений внутри Российской Федерации и выявить ответ на вопрос, является ли Россия ассиметричной федерацией, необходимо, проследив исторические корни процессов и преобразований, происходящих внутри Российского государства. На наш взгляд, такое исследование должно включать советский период развития, когда Россия входила в состав СССР. Необходимо выделить несколько этапов развития федерализма в России начиная с 1918 г., когда была принята первая официальная Конституция РСФСР.
Первый этап начался с провозглашения России независимым государством в январе 1918 г. Было создано новое территориальное устройство России, включающее в себя несколько новых автономий, основанных как на национальном, так и на территориальном принципах. Несмотря на то что были выделены разные типы субъектов (например, автономные республики, области), не существовало четких критериев, на которых основывались бы эти различия. В 1922 году Россия вошла в состав СССР, объединившего равноправных участников в единое государство. Все субъекты СССР были наделены правом на выход.
Федерализм как принцип территориального устройства был введен как в СССР, так и в РСФСР для решения национальных проблем путем наделения республик определенными полномочиями. На практике, однако, тенденция к унитаризации существенно повлияла на реальное распределение полномочий.
Второй этап можно охарактеризовать период формального федерализма, фактически речь шла об унитарном государстве. Среди препятствий для развития федерации можно отметить наличие авторитарного государственного режима, а также однопартийность. Наиболее значимые решения были приняты на партийном уровне и далее исполнялись уже непосредственно субъектами Федерации. Верховный Совет РСФСР, действующий как первичный законодательный орган, утверждал конституции автономных республик, при этом основная масса решений принималось органами государственной союзной власти.