Дата публикации: 13.03.2025

Право на образование на родном языке: конституционно-правовое значение

Аннотация

Настоящая статья анализирует место права на получение образования на родном языке в системе конституционно-значимых правоотношений и ценностей, ключевые понятия, связанные с данным правом («родной язык», «языки народов России», «государственный язык РФ», «государственные языки республик», «языковое, этническое и культурное многообразие»), взаимосвязь получения образования на родном языке с языковым и этническим многообразием. Также в статье приводится обзор действующего российского законодательства, регулирующего вопросы использования языков и получения на них образования. Приводится подробная статистика (с использованием материалов всероссийских переписей населения) актуальной ситуации и динамики языкового и культурного многообразия в Российской Федерации с обозначением проблемы сокращения языкового, этнического и культурного многообразия.




Право на получение образования на родном языке является важной частью конституционного права на образование. В соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения.

Для понимания конституционно-правового содержания и значения данного права, равно как и связанных с ним актуальных проблем, представляется правильным сначала определить его место в системе конституционно значимых отношений и выявить те из них, которые являются наиболее близкими для этого права. Так, можно рассматривать данное право в следующем качестве.

1. Как структурная часть конституционного права на образование как такового, хотя текстуально и отделенной от ст. 43 Конституции РФ, которая выступает в качестве специальной для данного права. Представляется, что в данном смысле право на получение образования на родном языке выступает лишь как инструмент для более быстрого и эффективного усвоения знаний, умений и навыков в ходе целенаправленного процесса воспитания и обучения (что и представляет собой определение образования) преимущественно по другим, неязыковым, предметам, поскольку соответствует привычным для индивида лингвистическим ориентирам (фонетике, грамматике, в т.ч. синтаксису, как ее подразделу и т.д.).

2. Как один из механизмов (средств, гарантий) сохранения языкового и, как следствие, этнического и культурного многообразия в том или ином обществе, поскольку язык выступает важнейшим атрибутом самоидентификации для большинства народов мира.

О значении данного права в первом смысле говорят, например, указания на надлежащую практику организации образования, приведенные в документах международных правозащитных организаций, таких как Практическое руководство Специального докладчика ООН по вопросам меньшинств, — там говорится о большей успеваемости обучающихся, получающих образование на родном языке, а также об экономической целесообразности такого обучения: например, в Мали, ввиду того, что учащиеся, получающие образование на родном языке, реже бросают школу и остаются на второй год, такое образование обходится государственному бюджету на 19% дешевле, а в Буркина-Фасо, Демократической Республике Конго и Эритрее использование родного языка детей в качестве основного языка обучения в течение первых 6–8 лет привело к сокращению числа учащихся, бросающих школу и остающихся на второй год, к улучшению успеваемости и другим позитивным результатам и т.д. В данных примерах акцентируется внимание на практической пользе и благе для индивида и государства при использовании родного языка, безотносительно вопросов сохранения языковой, культурной или этнической идентичности (хотя в других разделах данного Руководства речь идет и об этом).

Список литературы

1. Воронецкий П.М. Некоторые вопросы правового регулирования использования государственных языков в сфере российского образования / П.М. Воронецкий // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2017. Т. 17. №
2. Коряков Ю.Б. Список языков России и статусы их витальности : монография-препринт / Ю.Б. Коряков, Т.И. Давидюк, В.С. Харитонов [и др.] ; редакторы: М.К. Амелина, Ю.В. Мазурова, О.И. Романова. Москва : Институт языкознания РАН, 2022. 81 с.
3. Петербургский М. Языковые права национальных меньшинств в системе российского образования / М. Петербургский // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 1 (128). С. 79–91.

Остальные статьи