Защита чести и достоинства от информации, размещенной в запрещенных социальных сетях: анализ судебной практики
Аннотация
В работе проводится комплексный анализ практики судебной защиты чести и достоинства человека от информации, размещенной в запрещенных в России социальных сетях Facebook и Instagram (здесь и далее — принадлежат компании Meta Platforms Inc, признанной в России экстремистской). На основе изучения позиции Конституционного Суда Российской Федерации и экспертных подходов формулируются алгоритмы правовой оценки посягательств на честь и достоинство и формулируются предложения по применению отдельных средств их защиты при распространении недостоверных и порочащих сведений в социальных сетях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 03/2025 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2025-3-2-8 |
Решением Тверского районного суда города Москвы (дело № 02-2473/2022 от 21 марта 2022 г.) по делу впервые в российской юридической практике была запрещена деятельность крупной транснациональной корпорации Meta Platforms Inc. – владельца крупнейших социальных медиа «Фейсбук» (Facebook) и «Инстаграм» (Instagram).
Это решение интересно во многих отношениях.
С одной стороны, суд устанавливает, что под видом развития социальных сетей корпорация призывает к совершению насильственных действий, угрожающих конституционному строю, на этом основании признает компанию экстремистской и прекращает ее деятельность на территории России.
С другой стороны, в решении отмечается, что принятые меры не ограничивают действия граждан и компаний РФ, не принимающих участие в экстремистской деятельности, в использовании программных продуктов компании, т.е. не запрещают повседневное использование социальных сетей обычными пользователями.
И статистика социальных сетей подтверждает, что россияне охотно пользуются этим правом. В январе 2024 г. количество пользователей Instagram в России составило почти 64 млн пользователей. По состоянию на январь 2024 г. Facebook посещали около 71 млн россиян. При этом Instagram сохранил за собой второе место в России по авторам и третье место – по объему создаваемого контента. В этой соцсети продолжают публиковаться 18 млн отечественных блогеров.