Дата публикации: 05.03.2025

Личные качества государственных служащих: к созданию «образцового» профиля

Аннотация

Статья посвящена анализу желаемых качеств государственных служащих, таких как добросовестность, беспристрастность, лидерство и др., представляющих собой более гибкие характеристики, способствующие созданию эффективной и этичной государственной службы. Подчеркивается важность наличия желаемых качеств для повышения уровня соблюдения стандартов поведения и формирования «образцового» государственного служащего. Также рассматриваются зарубежные практики, направленные на развитие этих качеств у государственных служащих, и предлагаются рекомендации по формированию профильного подхода к оценке и поощрению государственных служащих в России.




Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», представляют собой обязательные условия, которые должны быть выполнены кандидатами для занятия определенных должностей в государственных органах. Эти требования включают уровень образования, профессиональные навыки и опыт работы, что обеспечивает наличие необходимых компетенций для выполнения служебных обязанностей.

Соответствие требованиям — это просто один из квалификационных стандартов, в целом необходимых для поступления на государственную службу. Как, например, требование неприятия коррупции.

В отличие от этого, желаемые качества, такие как добросовестность, беспристрастность и лидерство, представляют собой более широкие и гибкие характеристики, которые, хотя и не являются обязательными, способствуют созданию эффективной и этичной государственной службы.

Наличие желаемых качеств государственного гражданского служащего позволяет ему повышать общий уровень соблюдения стандартов поведения. В свою очередь, наличие дополнительных (желаемых) качеств в профиле данного лица может быть использовано в качестве основы для его поощрения/награждения. Определение этих черт может составить содержательный и практичный портрет «образцового» государственного служащего с точки зрения личных качеств.

По мере развития мира растет спрос на компетентных государственных служащих. Для того чтобы преуспеть в этой сфере, потенциальным кандидатам необходимо обладать определенными качествами.

Список литературы

1. Антикоррупционное правовое воспитание : научно-практическое пособие / Д.А. Пашенцев, М.В. Залоило, Ю.В. Трунцевский [и др.] ; под редакцией Д.А. Пашенцева. Москва : Проспект, 2020. 144 с.
2. Беляева О.А. Правовые механизмы противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок : научно-практическое пособие / О.А. Беляева, Ю.В. Трунцевский, А.М. Цирин ; ответственный редактор И.И. Кучеров. Москва : Контракт, 2019. 160 с.
3. Борисов Н.И. Государственная и муниципальная служба : учебное пособие / Н.И. Борисов. Москва : КНОРУС, 2019. 472 с.
4. Дикажев М.М. К вопросу о правовых пробелах института «конфликт интересов на государственной службе» / М.М. Дикажев // Административное право и процесс. 2023. № 4. С. 19–22.
5. Дикажев М.М. К вопросу о противодействии коррупции государственных служащих в России / М.М. Дикажев // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 170–176.
6. Трунцевский Ю.В. Бытовая (повседневная) коррупция: понятие и социальное значение / Ю.В. Трунцевский // Журнал российского права. 2018. № 1 (253). С. 157–168.
7. Public administration in Southeast Asia: Thailand, Philippines, Malaysia, Hong Kong, and Macao / eds. by E. Bernan. Boca Raton Florida : CRC Press, 2011. 610 p.
8. Salonga-Agamata, M.L. Developing the Profile of a Civil Servant: An Exploratory Study of Civil Servants in Metro Manila. Research Report / M.L. Salonga-Agamata, J. Gavino, M.C. Corazon Medina.. 2014. URL: <a href="https://csc.gov.ph/phocadownload/userupload/paio/h" target="_blank">https://csc.gov.ph/phocadownload/userupload/paio/h</a>

Остальные статьи