Культурная самобытность народов государств — членов Евразийского экономического союза и развитие интеграции
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопросов культурной самобытности народов и наций в глобальном контексте сохранения культурного многообразия. Определяется, что культурная самобытность и культурное многообразие народов и наций — взаимосвязанные, но не изолированные друг от друга понятия. В статье утверждается, что на евразийском пространстве в государствах — членах Евразийского экономического союза сохранился общий социокультурный евразийский код, который необходимо поддерживать и развивать на уровне международно-правовых инструментов в рамках евразийской интеграции. В связи с этим авторами делается вывод о возможности дополнения Договора о Евразийском экономическом союзе путем включения в него новых механизмов и направлений сотрудничества, в том числе в части сохранения культурной самобытности народов государств — членов Евразийского экономического союза и создания евразийских правозащитных механизмов как важнейших гуманитарных составляющих Союза.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 01/2025 |
Страницы | 8-11 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2025-1-8-11 |
Культурный «код» каждой нации (народа) опирается как на самобытные начала, так и на правовую матрицу, «сотканную» благодаря правовым инструментам. Таким образом, можно заключить, что культурная самобытность народа включает в себя набор различных этнических, социокультурных, географических, языковых, религиозных и иных компонентов, которые позволяют не только определить идентичность данного народа в государственном и международно-правовом измерении, но и обеспечиваются специальными правовыми инструментами различного уровня. В Российской Федерации подобные правовые инструменты представлены на конституционном, международно-правовом, законодательном уровнях.
При этом международный уровень включает в себя, в том числе, международные акты рекомендательного характера, где сохранение культурной самобытности народов и их идентичности упоминается совместно с другими целями международного сотрудничества государств.
В международных актах как рекомендательного, так и юридически обязательного характера, в том числе действующих на постсоветском пространстве, содержатся положения, касающиеся культурной самобытности народов.
При этом международные отношения служат ареной, на которой государства, негосударственные субъекты и международные институты участвуют во множестве взаимодействий, начиная от дипломатических переговоров и заканчивая экономическим сотрудничеством и союзами по безопасности. Однако среди этой многогранной динамики культура и идентичность оказывают глубокое, но часто недооцененное влияние. Культура, охватывающая общие убеждения, ценности, традиции и обычаи, и идентичность, представляющая чувство принадлежности к определенной группе или нации, играют ключевую роль в формировании поведения государств и отдельных лиц на международной арене. В то же время в рамках межгосударственного интеграционного объединения, где государства стремятся к «продвинутым» форматам интеграционного взаимодействия, социокультурная повестка всегда занимает важное место.
Очевидно, что с тенденцией к глобализации и растущей экономической, политической и культурной взаимосвязанностью потребность в региональной интеграции стала более насущной. Однако культурные различия между государствами-членами, включая различия в этнической принадлежности, происхождении и ценностях, часто являются препятствием для региональной интеграции. С тенденцией к глобализации и значимостью вопросов культурного разнообразия сравнение проблем и возможностей культурного разнообразия в процессе региональной интеграции помогает обеспечить более полное понимание различных моделей региональной интеграции и того, почему политику, связанную с культурным разнообразием, необходимо адаптировать, а не копировать, к местному контексту.