Критерии правомерности односторонних ограничительных мер: теория и практика. Часть 2
Аннотация
В настоящей статье рассмотрено понятие односторонних ограничительных мер в сопоставлении с институтами санкций и контрмер. На основании проведенного анализа выявлены критерии легитимности односторонних принудительных мер. Представлен обзор доктринальных подходов к оценке критериев применимости односторонних мер.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 01/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2025-1-2-7 |
В докладе Специального комитета по Уставу ООН и укреплению роли Организации от 2001 г. была рассмотрена данная тема. В докладе отмечалось, что зачастую ограничительные меры на практике были применены с целью смены политического режима в государстве. Это можно толковать как нарушение одного из принципов международного права, а именно — невмешательства во внутренние дела. Согласно Уставу ООН вмешательство в дела суверенного государства возможно только на основании соответствующего решения Совета Безопасности ООН и никакими другими методами — при условии, что существует угроза всеобщему миру и безопасности.
Как отмечалось ранее, все приведенные выше выдержки из документов не имеют императивного характера, а являются лишь рекомендациями, а значит, за их невыполнение не предусмотрено санкций по отношению к субъектам, применяющим данные меры. Однако в научной плоскости имеется точка зрения, согласно которой этот пласт документов, регулирующих и освещающих вопросы правомерности применения ограничительных мер, постепенно формирует нормы обычного права. Многочисленные выраженные волей субъектов международного права позиции относительно противоправного характера ограничительных мер представляют собой практику государств, а также служат свидетельством принятия ими такой противоправности (что и характеризует подобный запрет как обычную норму права в качестве opinion juris).
Как подчеркивал исследователь Д. Боуэтт, подобная тенденция, наметившаяся в Генеральной Ассамблее относительно односторонних мер, является свидетельством зарождающейся концепции, запрещающей применение ограничительных мер государствами в одностороннем порядке в будущем.
Некоторые специалисты склонны считать, что те рекомендации и доклады, которые выходят под эгидой ООН или одного из ее органов, являются общей волей группы стран, а значит, значение подобных рекомендаций должно оцениваться достаточно высоко, а к заключениям, содержащимся в таких рекомендациях, следует относиться с должным уважением.
Другие специалисты считают, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не могут считаться простыми рекомендациями, поскольку они были выработаны путем достижения консенсуса.