Дата публикации: 06.03.2025

Принцип местной автономии в Федеративной Республике Нигерия: конституционные основы и практика реализации

Аннотация

В статье рассматриваются статус местного самоуправления, закрепленный в ныне действующей Конституции Нигерии 1999 г., существующие особенности совместной работы, взаимодействия и сотрудничества федерального правительства с субнациональными правительствами (правительствами штатов) и органами местного самоуправления. Осуществляется исследование существующих особенностей практической реализации принципа местной автономии в рамках федеративного административно-территориального устройства Нигерии, а также степени и пределов такой автономии.




Существование местного самоуправления в Нигерии гарантируется ст. 7(1) Конституции. В части I Первого приложения к Конституции Нигерии реализовано определение и закрепление территориальных границ районов местного самоуправления. Местное самоуправление, согласно ст. 7(1), представляет из себя особую структурную единицу правительства штата. Все это находит свое подтверждение в разделе 8 Конституции. В соответствии с указанным разделом правительство каждого штата обязано обеспечить в своих границах существование советов местного самоуправления согласно действующему законодательству Нигерии. Таким образом, хотя государство обязано обеспечивать существование местного самоуправления, нельзя сказать, что местное самоуправление имеет статус правительства третьего уровня с автономным статусом.

Несмотря на то что ст. 162(3) Конституции предусматривает финансирование местного самоуправления как федеральным правительством, так и правительством штата, упомянутый раздел также предусматривает создание совместного счета местного самоуправления и штата, которым будет управлять штат и через который штат будет перечислять средства каждому из местных органов власти штата. Это положение поставило местное самоуправление под финансовый контроль правительства штата. Кроме того, в соответствии со ст. 2(2) и 14 Конституции, Нигерия ⸺ это федеративное государство, которое состоит из штатов и федеральной территории. Поэтому нельзя не обратить внимания на то, что упоминания местных органов власти в вышеуказанных статьях не содержится.

В Конституции отсутствуют положения, закрепляющие законодательные полномочия за местными органами власти. Это находит подтверждение в ст. 4 Конституции, которая разграничивает законодательные полномочия национального правительства и правительств штатов. В этой связи следует отметить, что отношения между правительствами штатов и органами местного самоуправления носят зависимый характер, где последние вынуждены подчиняться. В свою очередь, в ст. 3 и 7 Конституции перечислены географические регионы, входящие в состав нигерийской федерации, и осуществлено закрепление федеральной столичной территории.

На основании изложенного следует признать, что органы местного самоуправления в Нигерии находятся в функциональной зависимости от правительств штатов и федерального правительства, поскольку они имеют конституционные полномочия создавать местные органы власти, определять их структуру и функционал, а из этого следует, что местное самоуправление не представляет собой ни независимое правительство третьего уровня, ни автономное образование в том смысле, что располагает свободной волей при решении задач, свободной от какого-либо контроля со стороны правительства штатов и федерального правительства.

Суть конституционного закрепления положений о существовании и формировании местных органов власти заключается в том, что благодаря им устанавливаются обязательные правила поведения для правительств штатов в том числе и в вопросах разграничения предметов ведения с советами местного самоуправления. В результате правительства штатов не могут полностью действовать по своему усмотрению и выходить за рамки дозволенного.

Список литературы

1. Комлев Е.Ю. Защита местной автономии в Конституционном суде Испании / Е.Ю. Комлев // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 5 (138). С. 89–111.
2. Комлев Е.Ю. Некоторые особенности территориальной организации местного самоуправления в России и Испании / Е.Ю. Комлев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 4 (153). С. 148–154.
3. Комлев Е.Ю. Содержание принципа автономии — основного принципа деятельности местных органов в Испании / Е.Ю. Комлев // Административное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 60–71.
4. Чихладзе Л.Т. Самостоятельность местного самоуправления как основа муниципального права / Л.Т. Чихладзе, Д.Ю. Горохов // Успехи в химии и химической технологии. 2016. № 5. С. 78–80.

Остальные статьи