Финансовая политика государства: стратегические приоритеты и дальнейшее укрепление ее развития
Аннотация
Основная цель анализируемой проблемы заключается в повышении интереса к государственной финансовой политике нашей страны. В связи с текущими событиями в государстве данная проблема рассматривается юристами, политиками, правоведами, государствоведами, экономистами и находится в поле научного познания финансово-правовых наук. В статье исследуются внешние и внутренние проблемы финансовой политики России. На основе статистических данных выявлены особенно острые для России проблемы демографии и территории. Они глобально значимы в финансовой политике, поскольку необходимы для поддержания суверенитета нашего государства. Изучение теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов позволило дать определение понятию «финансовая политика государства», его составу, составляющим и методологической основе. В статье анализируется состояние федерального бюджета за период 2024–2026 гг., которое характеризуется наличием государственного долга. Анализ нормативно-правовых актов определил стратегические приоритеты и дальнейшее развитие финансовой политики государства в повышении демографического роста населения. Реализуемые в государстве меры по достижению демографического роста населения осмысливаются и дополняются авторскими предложениями по созданию молодых семей с детьми.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 03/2025 |
Страницы | 35-39 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-3-35-39 |
Финансовая политика нашего государства современного периода является острой и часто обсуждаемой в среде юристов, правоведов, государствоведов, политиков, экономистов. Цель, задачи, инструменты этой политики часто трансформируются под воздействием разных факторов, ставятся и решаются внешние и внутренние вопросы, способствующие ее планированию и выполнению в полном объеме. К внешним проблемам стоит отнести мировое развитие, господство, геополитическое и стратегическое положение нашей страны, соединяющее «Восток и Запад», также в фокус внимания попадают обостренные отношения России со странами Запада и США. В то же время, как отмечают многие авторы, в геополитике России наблюдается сотрудничество с государствами дружественных союзов. В настоящее время выстроены партнерские отношения со странами БРИКС, ШОС, ЕАЭС, результатом их деятельности становится расширение финансового, экономического взаимодействия.
Тем не менее наша страна сегодня сталкивается с глобальными вызовами, такими как: «проблема войны и мира», «демографическая проблема», «сырьевая проблема», «продовольственная проблема», «экологическая проблема».
Острыми среди перечисленных для России становятся проблемы «войны и мира», «демографии», «территории», которые являются значимыми для поддержания суверенитета государства. С демографической проблемой мы соприкоснулись в 1992 г. и, к сожалению, она до сих пор остается актуальной. Последние данные Росстата, по показателям естественного прироста/убыли населения в России на октябрь 2024 г., показывают следующие значения. За период с 1 января 2024 г. по 31 октября 2024 г. родилось 1 028 368 человек, умерло ⸺ 1 524 160, а естественный прирост/убыль составляет 495 792 человека. Из данных видно, что порог смертности превышает рождаемость, а статистика аналитического информационного центра «Импульс» показывает, что Россия находится на девятом месте по численности населения по сравнению с масштабами других государств.
Во многом это связано с тем, что, как показывает история, Россию часто втягивали и до сих пор продолжают вовлекать в борьбу за ее ресурсы, стратегически выгодное положение, за установление господства над ней. Вследствие этого, перед нашей страной всегда стоят задачи, связанные с защитой собственного суверенитета, наличием стабильной национальной безопасности, укреплением международной правосубъектности, подтверждением исторически признанных государственных, территориальных границ с населением. Поскольку в условиях мирового и геополитического развития наше государство является огромным конкурентом перед странами англосаксонской правовой системы (Великобритании, США).
Необъективная оценка внутренних проблем в финансовой политике государства является огромным упущением в понимании сущности признаков большой страны, где ее территориальная общность с населением заведомо занимает стратегически важные приоритеты. Население укрепляет государственные границы и закрепляет территорию, в период военного положения оно становится основным активом страны, в то же время за счет населения (наличие потенциальных налогоплательщиков) пополняется и исполняется государственный бюджет. При этом бюджет страны, являясь ведущей частью финансовой политики, определяет все последующее развитие нашей страны.