Дата публикации: 06.03.2025

Вопросы правового регулирования социальной газификации

Аннотация

В статье исследуются правоотношения, возникающие в ходе осуществления социальной газификации. Анализируются правовые механизмы предоставления гражданам (потребителям) доступных услуг по подключению их жилых домов к газораспределительным сетям. Услуги по подключению должны быть оказаны исполнителем (газораспределительной организацией) гражданину (потребителю) на основании договора о подключении к сети газораспределения. При этом потребителям газа нужна правовая защита от несправедливых условий данного договора. Было бы правильным признать за потребителем субъективное публичное право на государственную услугу по организации подключения дома к газораспределительной сети. В силу данного субъективного публичного права потребителю обеспечивается эффективная административная защита интересов на случай злоупотреблений со стороны субъектов, осуществляющих управление газовой отраслью.




22 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 184-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (Закон о газоснабжении), установившие правовые основы осуществления социальной газификации. Речь идет о системе мер обеспечения предоставления доступных услуг гражданам по подключению их жилых домов к инфраструктуре газопроводного транспорта.

Представляется, что выгодоприобретателями (услугополучателями) в ходе реализации указанных мер должны стать жители сельской местности. Согласно Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р), для повышения качества жизни сельского населения следует обеспечить полную газификацию сельских поселений в районах, где возможно подключение к газу, и осуществлять строительство новых объектов сетевого газоснабжения. В связи с этим механизм социальной газификации разделяется на последовательно сменяющие друг друга стадии, а именно:

1) газификация населенного пункта в целом ⸺ проведение магистрального газопровода и создание газораспределительной сети (если эти мероприятия еще не реализованы), в результате чего гарантируется возможность индивидуальной газификации в отношении потребителей. Такие мероприятия осуществляются на основании региональной (межрегиональной) программы газификации (ч. 1 ст. 17 Закона о газоснабжении), которая разрабатывается и реализуется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2016 г. № 903. Относительно газификации индивидуальных жилых домов (домовладений) в такой программе предусматриваются сводный и пообъектный планы-графики (подп. «е», «ж», «и», «к» п. 4 упомянутого порядка);

2) фактическое подключение индивидуального жилого дома гражданина-потребителя к газораспределительной сети ⸺ технологическое присоединение до и в пределах границ земельного участка, проектирование сети газопотребления, установка газоиспользующего оборудования, строительство или реконструкция внутреннего газопровода, установка прибора учета газа и собственно пуск газа. Оказание услуг по подключению регулируется правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. № 1547 (Правилами подключения). По Правилам подключения организационные и технические действия исполнителя услуг подключения, совершаемые до границ земельного участка собственника-потребителя, признаются для последнего безвозмездными, а остальные действия оплачиваются им по установленным тарифам (в соответствии с абз. 2 п. 2 и п. 13). В принципе, такие условия газификации являются для потребителей выгодными и должны побуждать к активному заказу работ (услуг).

Вместе с тем надлежащее стимулирование жителей сельской местности к использованию ими механизмов социальной газификации предполагает наличие условий, при которых услуги по газоснабжению будут фактически доступными. За счет таких условий ⸺ финансовых, организационных и правовых создаются необходимые гарантии оказания сельским потребителям услуг по подключению и снабжению газом через присоединенную сеть. Существующее положение дел в сфере социальной газификации вынуждает поставить вопрос о том, насколько реальны перспективы выполнения программ социальной газификации.

Список литературы

1. Винницкий А.В. Организационно-правовая форма государственных компаний: недостатки регулирования и перспективы реформирования / А.В. Винницкий // Современное право. 2010. № 11. С. 70–75.
2. Лалетина А.С. ОПЕК. Газ. Трубопроводы. Право : монография / А.С. Лалетина. Москва : Проспект, 2019. 128 с.
3. Манссен Г. Публично-правовой договор в Германии / Г. Манссен // Договор в публичном праве : сборник научных статей / под редакцией Е.В. Гриценко, Е.Г. Бабелюк. Москва : Волтерс Клувер, 2009. С. 161–166.
4. Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: современное наполнение : монография / Л.А. Мицкевич. Москва : Проспект, 2016. 293 с.
5. Техническое регулирование: правовые аспекты : научно-практическое пособие / А.В. Калмыкова [и др.]. Москва : Волтерс Клувер ; Контракт, 2010. 368 с.
6. Ульянов А.В. Охраняемые законом интересы в гражданском праве : монография / А.В. Ульянов. Москва : Юрлитинформ, 2019. 216 с.

Остальные статьи