Дата публикации: 06.03.2025

Об эволюции риск-ориентированного государственного контроля (надзора)

Аннотация

Статья посвящена изучению потенциальных направлений эволюции государственного контроля (надзора), основанного на применении индикаторов риска нарушений обязательных требований. Сделан вывод о том, что индикаторы риска должны быть: достоверны, конкретны, воспроизводимы, обладать высокой чувствительностью и специфичностью, иметь стандартизированную методику измерения и быть доступными для органов контроля. Для полноценного перехода к риск-ориентированной модели контроля необходимо обеспечить: строгое соблюдение принципа правовой определенности закона при установлении индикаторов риска, а также формирование механизмов мониторинга деятельности подконтрольных лиц.




Инициированная Президентом Российской Федерации реформа контрольной (надзорной) деятельности установила новые приоритеты: применение профилактических мер, внедрение риск-ориентированного подхода, минимизация общего количества проверок. В качестве инструментов риск-ориентированного подхода, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее ⸺ Закон № 248-ФЗ), утверждены: категории, критерии и индикаторы риска нарушения обязательных требований. Критерии и категории риска нарушений обязательных требований призваны определять частоту и периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее ⸺ проверок). Однако общее количество плановых проверок должно сокращаться, следовательно, в перспективе их роль будет уменьшаться. Напротив, индикаторы риска нарушений обязательных требований (далее ⸺ индикаторы риска) являются одним из оснований для внеплановых проверок и помещены в «сердце умного контроля», а, следовательно, их значение будет только возрастать. Однако в современной научно-юридической литературе высказывались мнения о том, что положения Закона № 248-ФЗ декларативно-формальны и требуют детализации, не предусматривают процедуру управления рисками (ее этапы или стадии). При этом в дублирующих нормах Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ⸺ Закон № 294-ФЗ) также не конкретизированы ни требования к содержанию индикаторов риска, ни ориентиры их установления. В то же время от качества индикаторов риска зависит эффективность перехода к риск-ориентированной модели контроля.

С учетом вышеизложенного целью настоящей статьи является изучение потенциальных направлений дальнейшей эволюции государственного контроля (надзора), основанного на применении индикаторов риска, на примере федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Задачи исследования: сформировать перечень обязательных требований к индикаторам риска с учетом соответствующих норм Закона № 248-ФЗ, а также правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации; оценить на соответствие данным требованиям индикаторы, утвержденные для федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; установить возможные пути дальнейшего эволюционного развития риск-ориентированной модели контроля.

Методом исследования являлся сравнительный анализ отдельных взаимосвязанных норм законов № 248-ФЗ и 294-ФЗ, индикаторов риска, утвержденных для федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, с учетом правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации.

Результаты: требования к индикаторам риска представлены нормами ст. 17, 23, 24 Закона № 248-ФЗ, ст. 2 Закона № 294-ФЗ и Методическими рекомендациями по разработке индикаторов риска государственного контроля (надзора) муниципального контроля, приложенными к письму Минэкономразвития России от 27 марта 2023 г. № Д24и-9089 (далее ⸺ письмо Минэкономразвития России № Д24и-9089).  

Список литературы

1. Евдокимов А.С. Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия / А.С. Евдокимов, П.П. Сергун // Административное право и процесс. 2023. № 7. С. 53–59.
2. Кнутов А.В. Индикаторы риска при осуществлении государственного контроля (надзора) / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин // Законодательство. 2019. № 5. С. 36–45.
3. Морозов В.Е. Административный процесс управления рисками при осуществлении федеральных государственных функций: концепция определения стадий / В.Е. Морозов // Российское право: образование, практика, наука. 2023. № 2. С. 79–85.
4. Немченко С.Б. Проблемы осуществления контрольно-надзорной деятельности МЧС России за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) / С.Б. Немченко, А.А. Корчуков // Государственная власть и местное самоуправление. 2021.
5. Спиридонов А.А. Актуальные аспекты государственного контроля в зарубежных странах: соотношение с российским опытом с конституционно-правовой точки зрения / А.А. Спиридонов // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 2. С. 41–49.
6. Улен Т.С. Теория рационального выбора в экономическом анализе права / Т.С. Улен // Вестник гражданского права. 2011. № 3. С. 275–315.

Остальные статьи