Дата публикации: 06.03.2025

Публичность как феномен в решениях Конституционного Суда Российской Федерации

Аннотация

Публичность как правовой феномен в решениях Конституционного Суда Российской Федерации используется уже долгое время. Считается, что именно Конституционный Суд Российской Федерации заложил основу для восприятия современным законодателем публичной власти в качестве системы государственных органов и органов местного самоуправления. В статье предпринята попытка системного осмысления полутора тысяч решений Конституционного Суда Российской Федерации, в которых публичность приобретает конкретное юридическое содержание.




Конституционный Суд Российской Федерации (далее — Конституционный Суд РФ, Суд) — уникальный субъект в механизме правового регулирования. С одной стороны, Суд является субъектом юрисдикции, т.е. его юридико-правовая природа предопределена разрешением споров в форме конституционного судопроизводства. С другой стороны, Суд высший коллективный юридический разум. Формой реализации этого разума является безаппеляционность принимаемых решений и однозначность истолкований норм права, обязательных в применении другими судами. Суд, как орган государственной власти, находится в системе публичного управления, его решения являются образцом для 2,5 тыс. судов и 25 тыс. судей. А рассматривают суды около 40 млн дел в год.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что в его постановлениях, определениях и заключениях подтверждается конституционность нормы именно в данном им толковании, тем самым исключая любое иное, т.е. неконституционное, ее толкование. Применение толкуемой нормы имеет в этой части такие же последствия, как и решение, которым норма признается не соответствующей Конституции РФ. Это «влечет утрату ею юридической силы и такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, а значит, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

У исследователей права сформировались несколько видов научных характеристик описываемых феноменов. Одни исследуют теорию, другие правое регулирование, третьи правоприменительную практику, четвертые сочетают в себе несколько сфер анализа. В нашем исследовании предпринята попытка раскрыть исторически значимые события, произошедшие в правоприменительной деятельности высшей судебной инстанции, которые оказали влияние на все последующие принимаемые судами решения.

Когда речь заходит о юридической, правоприменительной практике, то основной акцент делается на эмпирическую совокупность решений судов. Любой суд, в качестве юридической обязанности или без таковой в действительно правовом государстве стремится к единообразию своих решений. Желая того или нет, Конституционный Суд РФ как высшая инстанция выступает регулятором общественных отношений без изменения нормативного предписания. Уникальность в системе правоприменительной практики решений Суда заключается в том, что для их исполнения, к примеру, может потребоваться негативное правотворчество. Однако отмена нормы — это только теоретическая модель, формируемая юридической доктриной. Признание нормы полностью противоречащей Конституции РФ, которое вводит «запрет» на использование неконституционных формулировок в будущих законопроектах и влечет ее отмену, на сегодняшний день большая редкость и значимое политическое событие. При этом Суд, не обладая функцией законотворца, влияет на «жизненный цикл» самого правового регулирования, его толкования и применения.

Одним из первых современных проявлений феномена публичности в решениях Конституционного Суда РФ мы можем найти в 1993 г. 20 марта 1993 г. глава государства выступил по телевидению с обращением к гражданам России и объявил о введении «особого порядка управления до преодоления кризиса власти». Обращение прозвучало на фоне набиравшей обороты политической конфронтации законодательной и исполнительной властей, победитель в которой нам известен. Конституционный Суд РФ подготовил свое заключение (далее – будут указываться только форма решения Суда и выходные данные) на действия и решения Президента РФ. Обращает на себя внимание то, что в решении Суда термин «публичность» не использовался. Прозвучал он в тексте так называемого особого мнения сразу нескольких судей Суда, оценивших выступление Б.Н. Ельцина как политическую акцию (обращение) в форме публичного выступления по телевидению. Таким образом, судьи «частным порядком» характеризовали термин «публичное выступление», как выступление получившие широкое освещение среди населения, т.е. гласное, открытое, с использованием средств массовой информации.

Список литературы

1. Зорькин В.Д. Конституционное правосудие: процедура и смысл / В.Д. Зорькин. Санкт-Петербург : Конституционный Суд Российской Федерации, 2021. 154 с.
2. Зорькин В.Д. Россия должна взять правовой барьер (к двадцатилетию Конституции Российской Федерации) / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6. С. 1–12.
3. Реформа организации публичной власти: основные направления реализации : монография / А.Е. Постников, Н.С. Бондарь, А.Е. Помазанский [и др.] ; ответственные редакторы А.Е. Постников, Л.В. Андриченко. Москва : Институт законодательства и сравнительного прав
4. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право : монографический учебник / Ю.А. Тихомиров. Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2008. 446 с.

Остальные статьи