Исторические предпосылки формирования концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматривается эволюция воззрений российского законодателя в XX–XXI вв. на вопросы устройства и функционирования региональной публичной власти. Внимание автора сконцентрировано на обновлении Основного закона Российской Федерации в 2020 г., повлекшем за собой кардинальное переформатирование остального российского законодательства. Представлена практика Конституционного Суда РФ, закрепляющая понятия «публичная власть», «органы публичной власти» и «уровни публичной власти».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 02/2025 |
Страницы | 62-66 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-2-62-66 |
Октябрьская революция 1917 г. ознаменовала создание в России абсолютно нового типа государства – Республики Советов. В первой советской Конституции, принятой 10 июля 1918 г., провозглашалось, что вся полнота власти принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах (ст. 10), а сама Россия провозглашалась федерацией (ст. 11).
В основе советской концепции организации государственной власти лежали негативные оценки буржуазного парламентаризма, изложенные в трудах К. Маркса и В.И. Ленина, которые указывали на необходимость соединения законодательных и исполнительных полномочий.
Так, высшими органами государственной власти, сочетавшими законодательные и исполнительные функции, стали Всероссийский съезд Советов и образуемый им Всероссийский центральный исполнительный комитет. Аналогичная, по сути, модель государственного управления была спроецирована и на уровень регионов.
В целом за советский период было принято несколько попыток конституционных реформаций, но в каждой из них региональная публичная власть характеризовалась отсутствием значимой самостоятельности у органов власти субъектов при решении каких-либо вопросов региона.
12 июня 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», провозгласившая в качестве базового принципа государственного строительства в России разделение властей и закрепившая, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, которой осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные органы.