Дата публикации: 27.02.2025

Электронный коносамент в Российской Федерации: правовая природа и особенности использования

Аннотация

В работе проводится анализ появившегося в отечественном законодательстве в 2024 г. электронного коносамента с точки зрения его правовой природы как товарораспорядительной ценной бумаги. Описывается общий механизм использования этой конструкции, в том числе с точки зрения соответствия отечественного регулирования международному регулированию.




Коносамент — это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции — является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН «О морской перевозке грузов» 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН «О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов» 2008 г. (далее — Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее — Типовой закон).

Следует отметить, что развитие трансграничной и трансатлантической торговли в настоящее время снижает удобство коносамента как документарной ценной бумаги, не в последнюю очередь в связи с трудностями передачи таких документов от грузоотправителя грузополучателю, а также при продаже товара в пути. Отправление коносамента, особенно в случае с межконтинентальным оборотом товаров, — дорогой и зачастую длительный процесс. В этой связи для упрощения международного товарооборота стало целесообразным внедрение бездокументарного коносамента. Уже возникли организации, которые предлагают технологические решения данной проблемы, например BOLERO, essDOcs. Даже в ОНН отмечают, что содействие использованию электронных торговых документов, в том числе электронных коносаментов, позволит ускорить операции, снизить затраты и сократить дорогостоящие задержки.

В настоящее время существуют различия в способах, которыми обеспечивается использование электронных коносаментов (eBL), имеются также различия в условиях их использования. Южная Корея и Сингапур — две юрисдикции, которые довольно давно законодательно закрепили возможность использования eBL. В частности, в Южной Корее это было прямо закреплено в 2007 г., когда были внесены изменения в Коммерческий кодекс, дополнившие его положениями, регулирующими использование электронных товарораспорядительных документов. Более детальная процедура была установлена в Регламенте по реализации положений Коммерческого кодекса об электронных коносаментах в 2008 г.

Список литературы

1. Чурилов А.Ю. К вопросу о перспективах существования бездокументарного коносамента в распределенных реестрах через призму международного права / А.Ю. Чурилов // Законодательство. 2021. № 10. С. 71–76.
2. Чурилов А.Ю. Перспективы использования электронного коносамента в международном торговом обороте / А.Ю. Чурилов // Хозяйство и право. 2020. № 12. С. 101–108.
3. Choi Seok-Beom. Compliance of Electronic Bill of Lading Regulation in Korea with Model Law on Electronic Transferable Records / Seok-Beom Choi // Journal of Korea Trade. 2019. Vol. 23. Iss. 3. P. 68–83.
4. Schiltz Q. Legal compliance of the electronic Bill of Lading / Q. Schiltz // Proceedings of the International Conference on Digital Technologies in Logistics and Infrastructure (ICDTLI 2019). Atlantis Press, 2019. P. 434–439.

Остальные статьи