Электронный коносамент в Российской Федерации: правовая природа и особенности использования
Аннотация
В работе проводится анализ появившегося в отечественном законодательстве в 2024 г. электронного коносамента с точки зрения его правовой природы как товарораспорядительной ценной бумаги. Описывается общий механизм использования этой конструкции, в том числе с точки зрения соответствия отечественного регулирования международному регулированию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 02/2025 |
Страницы | 21-26 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-2-21-26 |
Коносамент — это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции — является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН «О морской перевозке грузов» 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН «О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов» 2008 г. (далее — Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее — Типовой закон).
Следует отметить, что развитие трансграничной и трансатлантической торговли в настоящее время снижает удобство коносамента как документарной ценной бумаги, не в последнюю очередь в связи с трудностями передачи таких документов от грузоотправителя грузополучателю, а также при продаже товара в пути. Отправление коносамента, особенно в случае с межконтинентальным оборотом товаров, — дорогой и зачастую длительный процесс. В этой связи для упрощения международного товарооборота стало целесообразным внедрение бездокументарного коносамента. Уже возникли организации, которые предлагают технологические решения данной проблемы, например BOLERO, essDOcs. Даже в ОНН отмечают, что содействие использованию электронных торговых документов, в том числе электронных коносаментов, позволит ускорить операции, снизить затраты и сократить дорогостоящие задержки.
В настоящее время существуют различия в способах, которыми обеспечивается использование электронных коносаментов (eBL), имеются также различия в условиях их использования. Южная Корея и Сингапур — две юрисдикции, которые довольно давно законодательно закрепили возможность использования eBL. В частности, в Южной Корее это было прямо закреплено в 2007 г., когда были внесены изменения в Коммерческий кодекс, дополнившие его положениями, регулирующими использование электронных товарораспорядительных документов. Более детальная процедура была установлена в Регламенте по реализации положений Коммерческого кодекса об электронных коносаментах в 2008 г.