Специфика применения национального режима при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц
Аннотация
Автором статьи анализируются особенности применения механизма национального режима в рамках осуществления закупочной деятельности корпоративными заказчиками на основе регуляторных изменений. Рассматриваются как общие принципы и механизмы функционирования национального режима, так и специфические аспекты его реализации в контексте мер — изъятий из национального режима. Особое внимание уделено влиянию национального режима на соблюдение конкуренции в ходе осуществления закупочных процедур. В целях оптимизации подходов к корпоративным закупкам и их эффективности высказано предположение о необходимости выделения в качестве самостоятельного принципа применения национального режима при осуществлении закупок.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 01/2025 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2025-1-18-21 |
Основанием для обращения к теме исследования являются унификация и модификация сложившихся подходов к предоставлению равных условий участия в закупочной процедуре, свободе заказчика в формировании предмета закупки и политике государства в сфере импортозамещения, выраженных в установлении единого национального режима, обеспечивающего, по общему правилу, происходящим из иностранного государства товарам, а также выполняющим работы, оказывающим услуги иностранным лицам равные с предоставляемыми национальным товарам и лицам условия, за исключением регуляторных мер — изъятий из общенационального режима.
Целью настоящего исследования является анализ международных правовых актов, российского законодательства, взглядов ученых относительно регламентирования национального режима при осуществлении закупочной деятельности.
По мнению Д.А. Созаевой, распространение национального режима закупок на Федеральный закон от 18 июля 201 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) осуществляется в целях «гармонизации норм Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ», при этом к отношениям в рамках последнего национальный режим фактически применялся с момента его принятия.
В.Р. Байрашев, О.А. Беляева обозначают существование различных толкований понятия «национальный режим», среди которых представляется необходимым выделить «равное отношение к импортным и отечественным товарам и услугам, полное устранение дискриминации после образования общего рынка путем гармонизации законодательства или его взаимного признания». Соответственно, под национальным режимом авторы понимают равные условия для всех и каждого независимо от происхождения и юрисдикции. Данный подход был принят за основу при проведении настоящего исследования.
Между тем имеется иная точка зрения, в соответствии с которой национальный режим при осуществлении закупок раскрывается через предоставление преимуществ национальным (включая государства — члены ЕАЭС) товарам, работам и услугам по сравнению с зарубежными аналогами.