Дата публикации: 20.02.2025

Определение кандидатуры доверительного управляющего наследственным имуществом: проблемы и пути решения

Аннотация

Одним из важнейших вопросов, возникающих при наследовании бизнеса, является учреждение доверительного управления, в ходе которого неизбежно возникает вопрос о кандидатуре доверительного управляющего. Наличие законодательных пробелов в правовом регулировании возникающих в этом случае отношений порождает неоднозначное отношение к его решению. На основе анализа судебной практики автор делает вывод о необходимости конкретизации положений ст. 1173 ГК РФ в части закрепления более широких полномочий нотариуса по решению вопроса об учреждении доверительного управления и определения кандидатуры управляющего. В частности, предлагается закрепить положение об отсутствии необходимости согласования этих вопросов с органами власти и иными заинтересованными субъектами, кроме наследников, за исключением тех из них, что заявили о своих правах после принятия решения об учреждении доверительного управления, либо случаев отсутствия их согласованной позиции.




Наличие в составе наследства имущества, требующего управления, поднимает вопрос о необходимости учреждения доверительного управления (ст. 1173 ГК РФ). При этом используемая законодателем формулировка наводит на мысль о том, что подобное решение принимается нотариусом самостоятельно исходя из сущностной характеристики наследуемых активов. Именно для их сохранения «крайне важным оказывается незамедлительно после открытия наследства обеспечить бесперебойное функционирование деятельности корпорации и возможность наделения доверительного управляющего полномочиями по участию в управлении юридическим лицом». Однако в нотариальной и судебной практике широкое распространение получила позиция, согласно которой для принятия соответствующего решения требуется заявление заинтересованного в этом субъекта. В частности, отмечается, что данные нормы предоставляют наследникам право в разумный срок с момента открытия наследства обратиться к нотариусу с заявлением о принятии мер по управлению имуществом.

Между тем ст. 1173 ГК РФ не содержит соответствующих формулировок. В то же время подобный вывод может быть сделан исходя из трактовки доверительного управления как меры, тесно связанной с охраной наследственного имущества, а также положений ч. 2 ст. 1171, согласно которой нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению любых лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества, в том числе согласовывая их с исполнителем завещания в случае назначения такового. При этом открытым остается вопрос о том, может ли нотариус учреждать доверительное управление, если в поданном заявлении не содержится упоминания об этом, а характер наследуемого имущества объективно требует принятия такого решения. В частности, это возможно в случае, когда подобные активы выявляются позже подачи заявления, послужившего основанием для заведения наследственного дела. Как представляется, законодатель должен предоставить нотариусу более широкие полномочия по решению вопроса об учреждении доверительного управления. В пользу такого решения говорит опыт Армении и Беларуси, где законодательно закреплены полномочия нотариуса принимать меры по охране наследства или управлению им по собственной инициативе (ст. 1239 ГК Армении и ст. 1066 ГК Беларуси).

Следует отметить, что доверительное управление в России может учреждаться нотариусом независимо от оснований наследования, что является несомненным преимуществом. Исключение составляют лишь случаи наделения соответствующими полномочиями исполнителя завещания. В Казахстане же законодатель исходит из того, что наследодатель, составивший завещание, должен позаботиться о судьбе своего имущества самостоятельно, в силу чего назначение доверительного управляющего осуществляется нотариусом только при наследовании по закону при наличии соответствующего заявления наследников, а при их отсутствии или неизвестности места нахождения — местных исполнительных органов. Причем договор доверительного управления не заключается. Аналогичный подход реализуется и в Кыргызстане, где управляющий наследством осуществляет полномочия, предусмотренные применительно к исполнителю завещания, поскольку иное не вытекает из особенностей наследования по закону (п. 4 ст. 1152 ГК Кыргызской Республики от 5 января 1998 г. № 1 (ч. II)).

Не меньше вопросов вызывает и определение кандидатуры доверительного управляющего, что включает в себя два принципиальных момента: принцип отбора таких лиц и необходимость их согласования с различными субъектами. ГК РФ ограничивается указанием на то, что доверительным управляющим может быть назначено лицо, соответствующее требованиям, указанным в ст. 1015 ГК РФ. В п. 4.4.10 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением Правления ФНП от 25 марта 2019 г., протокол № 03/19, решение этого вопроса относится на усмотрение самого нотариуса. Между тем очевидно, что позиция наследников должна приниматься во внимание. В Казахстане и Кыргызстане ей отдается очевидный приоритет, поскольку предполагается, что кандидатура управляющего должна быть указана в заявлении об учреждении доверительного управления. При недостижении согласия между наследниками по этому вопросу соответствующее решение должен принять суд. Это, впрочем, представляет другую крайность и вряд ли может отвечать целям сохранения наследственного имущества.

Список литературы

1. Гутников О.В. Доверительное управление долями и акциями, переходящими по наследству: проблемы определения полномочий / О.В. Гутников // Нотариус. 2022. № 8. С. 32–40.
2. Рудик И.Е. Доверительное управление долей в уставном капитале хозяйственного общества, учрежденное в целях охраны наследства / И.Е. Рудик // Нотариус. 2020. № 5. С. 27–31.

Остальные статьи