Правовая природа права публично-территориальных образований на выморочное имущество
Аннотация
Проблема определения правовой природы права публично-территориальных образований на выморочное имущество имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, поскольку статус публичного субъекта в наследственных отношениях влияет на права и обязанности наследников, в частности, на возможность восстановить срок для принятия наследства или установить факт его принятия. Автор приходит к выводу о том, что при приобретении права собственности на выморочное имущество публично-территориальное образование реализует публичную функцию возвращения имущества в гражданский оборот, а соответственно, не может обладать частноправовым статусом наследника и препятствовать лицам, претендующим на принятие наследства, осуществлять свои права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 01/2025 |
Страницы | 33-36 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2025-1-33-36 |
Вопрос о правовой природе права публично-территориальных образований (как государства в целом, так и его административных единиц) на получение в собственность имущества умерших лиц, не имеющих наследников, достаточно активно дискутируется в юриспруденции примерно с середины XIX в. При этом В.А. Рязановский, делая обзор соответствующей дискуссии того периода и приводя точки зрения ее участников (В.И. Курдиновского, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Мейера, Б. Виндшейда, Г. Пухты и др.), указывал, что ведется она преимущественно вокруг двух главных теоретических взглядов на правовую природу перехода к государству права на выморочное имущество: как на оккупацию либо как на наследование: «Сингулярное правопреемство в виде публично-правовой оккупации или же универсальная сукцессия – вот два основных противоположения по данному вопросу». Уделяли внимание этой проблеме и ученые советского периода.
Достижение определенного правового результата в данном вопросе имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение, поскольку от правового статуса публично-правового образования в наследственных отношениях зависят права и обязанности иных участников – наследников и потенциальных наследников. Доказательством актуальности является также и то обстоятельство, что публичные образования проявляют большой активизм в спорах с потенциальными наследниками, пытающимися восстановить срок для принятия наследства или установить факт его принятия, а накал таких споров настолько высок, что его участники доходят до Конституционного Суда РФ.
Наши современники также обсуждают эти две позиции. Так, например, Е.В. Кожевина, ссылаясь на имевшуюся ранее дискуссию, приходит к выводу, что за государством следует признать право наследования выморочного имущества. М.В. Котухова предлагает прямо закрепить это в тексте Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), включив Российскую Федерацию в девятую очередь наследников по закону. Напротив, Е.А. Ходырева считает право на получение выморочного имущества не связанным с осуществлением права наследования.
Ответ на вопрос о правовом статусе публично-правового образования в наследственных отношениях следует искать в действующем законодательстве, поскольку наследственное право государств формировалось под влиянием национальных особенностей и обычаев.
ГК РФ закрепляет, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования признаются участниками гражданских правоотношений, равными с иными субъектами (ст. 124). Названы они и в числе лиц, призываемых к наследованию как по завещанию, так и по закону (ст. 1116).