Дата публикации: 13.02.2025

Теоретические подходы к обоснованию порядка перехода выморочного имущества к публичным образованиям

Аннотация

Понятие выморочного имущества давно известно как российскому гражданскому праву, так и гражданскому праву зарубежных государств. Выморочное имущество переходит в собственность публичных образований. Вместе с тем порядок перехода имущества, в отношении которого отсутствуют наследники, публичным образованиям до настоящего времени вызывает научные дискуссии, а в законодательстве разных государств получили закрепление различные подходы к порядку перехода выморочного имущества к государству и иным публичным образованиям. В законодательстве одних государств выморочное имущество рассматривают как бесхозяйное, и, следовательно, оно переходит к публичному образованию в порядке оккупации, законодательством других установлен порядок наследования выморочного имущества публичными образованиями. Исследования показывают, что выморочное имущество имеет существенные отличия от имущества бесхозяйного. Переход выморочного имущества к государству и иным публичным образованиям в порядке наследования по закону происходит по особым правилам, отличным от наследования по закону иными субъектами или наследования государством по завещанию. Государство и иные публичные образования не вправе отказаться от принятия наследства, переход к ним выморочного имущества не может характеризоваться как универсальное наследственное правопреемство, не следует принципу единства наследственной массы и равенства долей наследников одной очереди. В отличие от других наследников, публичным образованиям для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, и, соответственно, не может применяться установленный законом срок для принятия наследства. Невозможность регулирования перехода к публичным образованиям выморочного имущества нормами права, устанавливающими общий порядок наследования по закону физическими лицами, требует принятия законодательства о выморочном имуществе, учитывающем особенности его перехода в собственность публичных образований.




Наследственному праву разных государств известен институт выморочного имущества. Традиционно в законе устанавливаются основания отнесения имущества к выморочному. В Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) указаны, в частности, случаи, когда отсутствуют наследники по закону и по завещанию, никто из наследников не имеет права наследовать, никто не принял наследство, все наследники отстранены от наследования и т.д. (п. 1 ст. 1151 ГК РФ).

Практика подтверждает востребованность норм, определяющих собственника имущества, в отношении которого отсутствуют наследники. Такое имущество переходит к государственно-властным (публичным) образованиям.

Вместе с тем установление собственника имущества, в отношении которого отсутствуют наследники, порождает многочисленные вопросы и привлекает ученых к дискуссии и поиску теоретического обоснования развития правового регулирования порядка перехода выморочного имущества к публичным образованиям.

На протяжении многих лет существуют два подхода к пониманию природы перехода выморочного имущества к государству и иным публичным образованиям. В ряде государств выморочное имущество отождествляется с бесхозяйным имуществом, и публичные образования приобретают права на это имущество в порядке оккупации, без ответственности по обязательствам. Эта точка зрения основывается на отсутствии субъекта наследования, такой подход закреплен в праве стран англосаксонской системы, а также в праве некоторых европейских государств, к примеру, во Франции и Австрии. Среди российских ученых также есть сторонники определения выморочного имущества как бесхозяйного. Так, Д.И. Мейер, обосновывая правильность такого подхода, писал: «Если казна получает выморочные имущества, то это не значит еще, что ей принадлежит право наследования по ним: имущества выморочные оказываются бесхозяйными, ничьими, а таковые принадлежат государству». К.В. Кравченко полагает, что переход выморочного имущества к публично-правовым образованиям является особым случаем приобретения ими бесхозяйного имущества, но никак ни наследованием. В юридической литературе можно встретить поддержку этого подхода и предложения по закреплению его в российском законодательстве. Такой подход не представляется верным, так как согласно законодательству ГК РФ, к бесхозяйным у нас относятся только вещи (ст. 225 ГК РФ). Состав наследства не ограничивается только вещами. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав выморочного имущества входит имущество, в том числе вещи, имущественные права и имущественные обязанности. Значимым принципом наследования является неделимость наследственной массы и преемство прав не только в отношении вещей, но и имущественных прав и обязанностей, вытекающих как из договорных, так и внедоговорных обязательств.

Отличия бесхозяйного имущества и выморочного имущества существенны. Бесхозяйное имущество может быть результатом утраты имущества, невозможности установления собственника имущества. Это имущество может перейти в соответствии с законом в собственность любых субъектов гражданского права. В этом случае отсутствует правопреемство, обращение в собственность бесхозяйной вещи является первоначальным способом возникновения права собственности. При этом вещь часто является единственной, и ее правовая судьба не зависит от иного имущества, наряду с которым эта вещь находилась у предыдущего собственника. Выморочное имущество всегда появляется в результате открытия наследства, когда отсутствуют лица, имеющие права наследования и заинтересованные в его получении хотя бы по одному из предусмотренных в законе оснований. В случае, если имущество завещано государству, то это имущество уже не будет являться выморочным. Выморочное имущество может перейти только к определенному субъекту – публичному образованию.

Список литературы

1. Абраменков М.С. Правовое регулирование перехода выморочного имущества в порядке наследования: теоретические и практические вопросы / М.С. Абраменков, П.В. Чугунов // Наследственное право. 2010. № 1. С. 10–20.
2. Глазунова И.В. Публичный интерес как основа обеспечения финансовой безопасности / И.В. Глазунова, К.В. Маслов // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15. № 3. С. 867–879.
3. Даль В.И. Большой толковый словарь русского языка : более 70000 слов и выражений / В.И. Даль. Москва : АСТ ; Астрель, 2010. 815 с.
4. Кириллова Е.А. Трансформация принципов наследственного права в России / Е.А. Кириллова // Наследственное право. 2024. № 3. С. 2–4.
5. Кравченко К.В. К вопросу о правовой природе перехода выморочного имущества / К.В. Кравченко // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2 (45). С. 52–59.
6. Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2 частях. Ч. 2 / Д.И. Мейер. Москва : Статут, 1997. 449 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка : около 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. Москва : Оникс, 2008. 1328 с.
8. Паничкин В.Б. Наследование по закону по американскому и российскому праву: сравнительный анализ : автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.Б. Паничкин. Москва, 2011. 23 с.
9. Плотников Д.А. Некоторые проблемы рассмотрения дел о наследовании выморочного имущества /Д.А. Плотников, Д.К. Усцов // Российский судья. 2020. № 2. С. 16–20.
10. Титов Е.В. Передача вещи и ее виды: к вопросу о существовании суррогатной передачи / Е.В. Титов // Академический юридический журнал. 2023. Т. 24. № 3. С. 409–413.
11. Титов Е.В. Понятие и признаки юридического действия в гражданском праве / Е.В. Титов // Пролог: журнал о праве. 2021. № 3. С. 16–27.

Остальные статьи