Экспертное заключение по проекту федерального закона № 677659-8 «О внесении изменений в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации»
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 01/2025 |
Страницы | 32-33 |
Проект федерального закона № 677659-8 «О внесении изменений в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации» (далее — Проект) направлен в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее — Совет) Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (письмо от 19 сентября 2024 № А6-15775).
Проект предусматривает включение в п. 7 ст. 38 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) указания на начальный момент течения срока исковой давности по требованиям о разделе имущества супругов, брак которых расторгнут. Трехлетний срок исковой давности предлагается исчислять «с момента расторжения брака».
Разъяснение, содержащееся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (далее — Постановление № 15), согласно которому трехлетний срок исковой давности следует исчислять не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, оценивается разработчиками Проекта как создающее правовую неопределенность в отношениях между бывшими супругами, а также между бывшими супругами и третьими лицами. Согласно пояснительной записке установление трехлетнего срока для предъявления требований о разделе общего имущества супругов, исчисляемого с момента расторжения брака, позволит повысить правовую определенность и предсказуемость в имущественных отношениях бывших супругов, стимулировать их к своевременному разрешению вопросов о разделе имущества, при этом снизить риски злоупотреблений и недобросовестного поведения супругов и привести семейное законодательство в соответствие с принципами правовой определенности и стабильности.
Ситуация, в которой общность имущества бывших супругов продолжает существовать неопределенно долгое время после расторжения брака, не может быть признана оправданной, справедливой и обеспечивающей правовую определенность в отношениях гражданского оборота, что в особенности очевидно на фоне отсутствия доступа третьих лиц к информации о принадлежности недвижимого имущества бывшим супругам на праве общей совместной собственности.
Однако предлагаемое в Проекте решение этой проблемы не позволяет достичь ожидаемых его разработчиками целей ввиду отсутствия продуманной и обоснованной концепции проектируемого изменения.