О разумных сроках отселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу
Аннотация
Предпринята попытка выделить юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для оценки установленных сроков отселения жильцов из аварийных домов на предмет их разумности. Указывается на необходимость разграничения таких понятий, как отселение и расселение. Обосновывается право суда при установлении факта неразумности срока отселения самостоятельно устанавливать новый срок или его примерную продолжительность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 01/2025 |
Страницы | 25-27 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2025-1-25-27 |
После признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган местного самоуправления или иной компетентный орган обязан издать распоряжение с указанием сроков отселения проживающих в нем физических лиц. Конкретных требований к срокам отселения законодательно не установлено, что вызывает определенные трудности в правоприменительной практике.
Так, зачастую сроки отселения устанавливаются произвольно, какие-либо мотивы выбора конкретных дат в распоряжениях или иных документах не приводятся. При их установлении приоритет отдается вопросам достаточности финансирования и муниципального жилищного фонда, а не безопасности граждан. Вместе с тем, несмотря на отсутствие законодательных требований, устанавливаемый в таких случаях срок должен быть разумным.
Согласно сложившемуся в доктрине подходу, разумность понимается как принцип, содержание которого заключается в балансе интересов и целесообразности действий субъектов, масштаб оценки поведения лица, его стремление «соизмерять свое поведение со здравым смыслом, общими представлениями о предусмотрительности и экономической целесообразности, правами и охраняемыми законом интересами других участников гражданского оборота». По справедливому замечанию О.А. Кузнецовой, «разумность связана, прежде всего, с пониманием <…> целесообразности своих действий, <…> способностью предвидеть последствия своих действий».
Категория разумности имеет существенное значение в сфере регулирования гражданско-правовых отношений, где она рассматривается в разных аспектах — как общее требование к участникам оборота и правоприменителю, презюмируемое качество (характеристика) поведения участников правоотношений (ст. 10 ГК РФ), объективно необходимый период времени для исполнения обязательства (ст. 314 ГК РФ), стандарт доказывания, требующий представления убедительного с учетом конкретных обстоятельств дела, приблизительного, но не точного расчета размера убытков (ст. 393 ГК РФ) и др. В процессуальных отраслях права в последнее десятилетие категория разумности рассматривается, как правило, в контексте длительности судопроизводства и исполнения судебных актов.
В Жилищном кодексе Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в свою очередь, исследуемый термин закреплен в ст. 7, допускающей применение жилищного законодательства по аналогии права и требующей при этом учета требования разумности. Упоминается также о разумном сроке применительно к приведению жилого помещения в прежнее состояние при самовольных переустройстве и перепланировке (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ), ремонту жилого помещения и устранению нарушений правил его использования (ч. 2 ст. 35 ЖК РФ, ч. 4 ст. 78 ЖК РФ, ч. 1 ст. 91 ЖК РФ) и т.п. Более того, о разумности упоминается и применительно к реализации мероприятий по сокращению аварийного жилищного фонда в части срока, устанавливаемого жильцам дома для его сноса или реконструкции (ст. 32 ЖК РФ).