Дата публикации: 16.01.2025

Категория «традиционные семейные ценности»: проблемы определения и защиты

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы теории и практики, связанные с отсутствием легального определения категории «традиционные семейные ценности», определена их правовая и социальная значимость для формирования духовно-нравственной основы государства, выявлены законодательные предпосылки для обеспечения их защиты.




Семейные ценности, их поддержка и защита определяют фундаментальные направления развития государства и духовно-нравственную основу общества. Традиционные представления о семье, браке, детях, их значении и роли в жизни каждого человека не должны пересматриваться и подвергаться сомнению под влиянием каких бы то ни было причин и обстоятельств. Их социальное предназначение подтверждено Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809, который определяет четкие ориентиры для всех органов власти, институтов гражданского общества следовать тем ценностям, которые поддерживаются в обществе на протяжении многих веков. Своевременность появления таких законодательных новелл, их важность не вызывают сомнения, поскольку угроза утраты традиционных духовно-нравственных основ и устойчивых моральных принципов возрастает, что требует обеспечения их защиты на самом высоком уровне.

Традиционные ценности определены как морально-нравственные основы, необходимые для формирования полноценной личности путем ее воспитания культурной и социальной средой, вероисповеданием, формирующих историческую идентичность российского народа как нации. Признавая на законодательном уровне социальное и юридическое значение ценностей для духовного развития нашего общества, право в определенном смысле поднимает свои нормы на высшие нравственные позиции, гарантируя им всемерную защиту посредством применения разнообразных мер, включая правовые, организационные, научно-аналитические, информационные и др.

В основе ценностей лежат общечеловеческие представления о добре, зле, определяемые в первую очередь семейным воспитанием каждого человека, ценностными ориентирами, которые заложены родителями (бабушками, дедушками) в каждом человеке, формирующие в конечном итоге его индивидуальные представления о морали и нравственности. При этом если нравственность определяет некие идеальные представления человека о чести, достоинстве, порядочности, то его моральные установки, ориентиры позволяют смягчить императив таких высоких идеалов, обеспечивая их доступность понимания для большинства. В этом смысле совокупность представлений о ценностях вообще, семейных в частности, определяет их социальную значимость для общества и обеспечивает его нормальное функционирование, в котором транслируются единые представления о морали, нравственности, духовности, идеологически поддерживаемые в обществе подавляющим большинством граждан.

Полагаю, что особое предназначение традиционных ценностей состоит в их уникальности, определяемой их сущностной значимостью для формирования идеологии, духовной, морально-нравственной основы государства и общества, воспринимаемых единообразно на всех уровнях государственной власти и гражданами. В этом смысле ценности приобретают значение традиционных при условии, что они становятся значимыми не только для конкретного человека, социальной группы, а воспринимаются в качестве таковых несколькими поколениями, на протяжении многих лет, что позволяет их рассматривать в качестве разновидности духовных и нравственных идеалов, отличающихся достаточно высокой степенью обобщения, благодаря чему воспринимаемых обществом как определенный стандарт социально-одобряемого поведения.

Список литературы

1. Астапова Т.Ю. Традиционные семейные ценности как направление совершенствования семейного законодательства / Т.Ю. Астапова // Семейное и жилищное право. 2023. № 3. С. 2–4.
2. Беспалов Ю.Ф. К вопросу о семейных ценностях в РФ / Ю.Ф. Беспалов // Семейное и жилищное право. 2018. № 5. С. 25–30.
3. Зорькин В.Д. «Тайна беззакония». Об опасности расхождения между нормативностью морали и закона / В.Д. Зорькин // Вестник Экспертного центра Всемирного русского народного собора. 2017. № 3. С. 29–32.
4. Зорькин В.Д. Право против хаоса : монография / В.Д. Зорькин. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Норма : Инфра-М, 2018. 367 с.
5. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 25–28.
6. Летова Н.В. Материнство и детство как основа семейной политики: современность и историческое наследие / Н.В. Летова // Государство и право. 2023. № 3. С. 120–127.
7. Малеина М.Н. Изменение биологического и социального пола: перспективы развития законодательства / М.Н. Малеина // Журнал российского права. 2002. № 9 (69). С. 52–59.
8. Мальцев Г.В. Нравственные основания права / Г.В. Мальцев. 2-е изд. Москва : Норма : Инфра-М, 2019. 400 с.
9. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности / Т.Я. Хабриева // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 5. С. 403–414.
10. Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и российская Конституция / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 12–18.
11. Чашкова С.Ю. Имущественные последствия прекращения брака в связи с изменением одним из супругов пола / С.Ю. Чашкова // Семейное и жилищное право. 2024. № 2. С. 13–16.

Остальные статьи