Некоторые особенности правового регулирования труда совместителей
Аннотация
В настоящей статье описываются некоторые аспекты труда совместителей. В частности, описано значение совместительства при изменении особенностей функционирования рынка труда. Представляется, что основание для дифференциации правового регулирования труда совместителей носит объективный характер, поскольку совместительство — это вторичная форма занятости, что подтверждается действующими особенностями правового регулирования труда анализируемой категории работников. Кроме того, автором обращается внимание на правовое регулирование труда совместителей с учетом правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2024 г. № 54-П.
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 02/2025 |
Страницы | 32-34 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2025-2-32-34 |
настоящей статье представляется необходимым рассмотреть некоторые особенности правового регулирования труда совместителей. Выбор данной категории работников для рассмотрения связан со следующими причинами. Во-первых, совместительство как вторичная форма занятости имеет немаловажное значение в ситуации изменения функционирования рынка труда, на которое влияют такие факторы, как характер конкуренции, уровень трудовой мобильности, инвестиции в человеческий ресурс, государственное регулирование и иные факторы. Во-вторых, существующее состояние правового регулирования труда совместителей содержит в себе определенные теоретические и практические особенности, о которых будет сказано далее.
Историческое развитие отечественного правового регулирования труда совместителей с 1917 г. по настоящий момент может быть охарактеризовано как постепенное движение законодательного регулирования от полного (и фактического) запрета труда по совместительству (за некоторыми исключениями — например, в первые годы существования советской власти использование труда совместителей допускалось только в случае привлечения для этого высококвалифицированных специалистов только в строго ограниченных случаях) в сторону возможности заключения трудовых договоров по совместительству с неограниченным количеством работодателей согласно ч. 2 ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). В науке трудового права существует позиция, согласно которой вся история законодательства о совместительстве наглядно демонстрирует, как законодатель с помощью правовых норм воздействует на те или иные общественные отношения, решая актуальные экономические, политические и социальные задачи. Представляется, что с данной позицией можно согласиться, поскольку законодатель, осуществляя правовое регулирование труда совместителей, устанавливает определенные требования к такому труду, исходя из существующих в конкретный период времени экономических отношений, намереваясь разрешить определенные проблемы и достигнуть тех или иных экономических, политических, социальных целей. Соответственно, трансформация рынка труда, осуществившаяся, например, при переходе от командно-административной к рыночной экономике в конце XX — начале XXI в., безусловно, порождает и определенное видоизменение способов и средств удовлетворения спроса и предложения на труд, что влечет и вытекающее из этого изменение правового регулирования труда совместителей.
Выделение лиц, работающих по совместительству, в качестве отдельной категории работников должно осуществляться на том или ином основании дифференциации правового регулирования. Как отмечала И.О. Снигирева, критериями, по которым определяется необходимость отклонения от общих норм трудового права и установления дифференциации, являются объективно (независимо от воли субъектов права) существующие особенности условий, содержания и характера труда и физиологические особенности личности работников. Исходя из таких особенностей, в науке трудового права устоялась классификация оснований, в которой выделяются объективные и субъективные основания такой дифференциации.