Дата публикации: 13.02.2025

К вопросу о содействии занятости и сокращению уровня бедности инвалидов

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы занятости среди трудоспособных инвалидов, анализу имеющихся мер содействия занятости для данной группы населения, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также оценивается степень их эффективности в контексте достижения поставленных целей и задач в документах стратегического планирования. Исследуются вызовы и трудности, возникающие при реализации указанных мер, предлагаются механизмы по их совершенствованию. Особое значение придается необходимости развития адресных мер поддержки безработных с учетом опыта региональных органов власти. Кроме того, отдельное внимание уделено материальному положению инвалидов и мерам, направленным на снижение уровня бедности и обеспечение достойного уровня жизни в соответствии с гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.




Демографический кризис девяностых годов ХХ в., значительное сокращение количества трудящихся-мигрантов, острый дефицит работников на предприятиях оказывают негативное влияние на формирование рынка труда на современном этапе развития Российской Федерации.

По прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. нехватка квалифицированных кадров становится ключевым барьером на пути экономического развития России и реализации множества государственных задач.

Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости 2023 г.) в ст. 6 определил основные направления государственной политики в сфере занятости населения, среди которых важными направлениями, непосредственно связанными с потребностями рынка труда в квалифицированных работниках, следует назвать организацию государственной службой занятости мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в профессиональном развитии, включая профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, а также поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места.

Разрешение проблемы дефицита работников — одна из важнейших задач государства, которое в силу сложившейся ситуации не сможет в ближайшее время стабилизировать российский рынок труда. Для решения этой задачи работодатели все чаще стали обращать внимание инвалидов, готовых обучаться новым профессиям, на дополнительное профессиональное образование для дальнейшего трудоустройства. Согласно Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 г. (далее — Концепция занятости инвалидов), по состоянию на 31 декабря 2023 г. «общая численность инвалидов составила 11 млн человек, из них 4,2 млн. человек находились в трудоспособном возрасте. Численность работающих инвалидов трудоспособного возраста составила 1,2 млн человек, уровень их занятости — 27,5%».

Приведенные цифры демонстрируют трудовой потенциал у этой группы населения, для которой в условиях высокого спроса на труд и развития новых, гибких форм занятости, необходимо создавать дополнительные возможности по вовлечению в занятость.

Список литературы

1. Вишневская Н.Г. Региональный опыт обеспечения занятости лиц с ограниченными возможностями (на примере Республики Башкортостан) / Н.Г. Вишневская, Е.А. Томилова // Труд и социальные отношения. 2024. Т. 35. № 4. С. 23–33.
2. Демидова А.В. Сравнительный анализ Закона «О занятости населения в Российской Федерации» / А.В. Демидова // Труд и социальные отношения. 2024. Т. 35. № 4. С. 96–107.
3. Хасанова Р.Р. Бедность инвалидов и домохозяйств с инвалидами / Р.Р. Хасанова, А.О. Макаренцева // ECO. 2018. № 3 (525). С. 44–59.

Остальные статьи