Дата публикации: 13.02.2025

К вопросу о реализации традиционных духовно-нравственных ценностей через институт наставничества в трудовом праве

Аннотация

Статья посвящена анализу института наставничества, о необходимости возрождения которого Президент России В.В. Путин говорил еще более десяти лет назад. В условиях современных тенденций защиты и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе правовыми средствами, включение данного института в трудовое право России соответствует современным трендам. Несмотря на несомненные положительные аспекты введения в Трудовой кодекс РФ статьи 351.8, регламентирующей особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству, нельзя не отметить некоторые ее дефекты. Юридические конструкции, используемые законодателем, вызывают ряд вопросов, на которые обращено вниманием автором статьи.




Категория «наставничество» как форма сопровождения, заключающаяся в передаче опыта от профессионала к начинающему, широко используется в различных сферах общественной жизни: образовании, воспитании, бизнесе и др. Возникнув еще в Древней Греции, институт наставничества, или «менторства», в дальнейшем стал рассматриваться в науке как необходимый элемент эволюции, поскольку именно сохранение и передача накопленного интеллектуального богатства будущим поколениям выступает условием непрерывного развития человечества. Следует согласиться с мнением Я.В. Медведева о том, что «во многих областях жизнедеятельности человека, где практический опыт и высокое мастерство играют исключительную роль в осуществлении профессиональных обязанностей, наставничество является обязательным элементом процесса передачи знаний, умений и навыков, без которого полное и истинное освоение профессии невозможно».

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что наставничество всегда связывалось с профессионализмом, опытом, интеллектуальным потенциалом и уровнем личностных качеств наставника. Е.Н. Фомин отмечает, что «в России обучать начинающих трудовую деятельность методом наставничества начали еще в XIX в. на производственных предприятиях с целью “передачи передовых методов трудаˮ новичкам. Впервые в мировой практике дидактически обоснованная система наставничества была представлена в Московском техническом училище в 1860 г.». Наставничество в своем классическом виде получило распространение в Советском Союзе с 30-х гг. ХХ в. на любом предприятии, государственной службе, в правоохранительной системе и образовательных учреждениях. В 1975 году в СССР был учрежден почетный знак «Наставник молодежи», в 1981 г. — почетное звание «Заслуженный наставник молодежи РСФСР». Несмотря на актуальность наставничества для современной России и его фактическое применение на практике, долгое время данное понятие как правовая категория не было определено ни в одном законодательном акте Российской Федерации.

О необходимости возрождения института наставничества на заседании Государственного совета и президентской комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития еще в декабре 2013 г. сообщил президент В.В. Путин. Он отметил, что «наставничество в широком смысле слова сопровождает нас всю жизнь и начинается с наших родителей… Нам нужна эффективная система мотивации для наставников, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков». По итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 25 июля 2023 г., Президент РФ поручил Правительству РФ представить предложения по внесению в законодательство, в том числе трудовое, изменений, направленных на определение понятий «наставник» и (или) «наставничество» и регулирование трудовых отношений, связанных с наставничеством, в различных сферах деятельности. По итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2023 г., — разработать концепцию развития наставничества на период до 2030 г..

Федеральным законом от 9 ноября 2024 г. № 381-ФЗ в Трудовой кодекс РФ была введена ст. 351.8, предусматривающая особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда. Наставничество в сфере труда (далее — наставничество) определено как «выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности)». Установлено, что содержание, сроки и форма выполнения такой работы закрепляются в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником, которому работодатель поручает работу по наставничеству.

Список литературы

1. Головина С.Ю. Способы преодоления судами пробелов и иных дефектов трудового законодательства / С.Ю. Головина // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 13–16.
2. Куренной А.М. Право и справедливость в российской системе регулирования трудовых отношений / А.М. Куренной // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 5–9.
3. Медведев Я.В. Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике / Я.В. Медведев // Человек и образование. 2021. Вып. 4 (69). С. 150–156.
4. Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Е.Н. Фомин. Москва, 2013. 27 с.

Остальные статьи