Административно-принудительные дела, разрешаемые мировыми судьями судов общей юрисдикции: понятие, виды, признаки
Аннотация
Одним из критериев обособления в системе административного судопроизводства производства по делам об административном принуждении, осуществляемого мировыми судьями, является материальная основа, т.е. административные дела, основаниями которых выступают административно-наказуемые или административно-понуждаемые деликты. Характеристика данной категории административных дел, в теории судебного административного процесса именуемой как административно-принудительные дела, позволяет их классифицировать и выделить отдельные виды производств, составляющие судебный административный процесс, осуществляемый мировыми судьями.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 02/2025 |
Страницы | 75-82 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-2-75-82 |
Категория судебного административного дела определяет административно-процессуальные нормы, подлежащие применению при его разрешении. В основе любого производства, как порядка осуществления правоприменительной деятельности, лежит определенный фактический вопрос, который требует разрешения, составляя предмет юридического дела. Признаки такого дела можно рассматривать в материальном и процессуальном аспектах в зависимости от характера индицирующих норм, они являются существенными характеристиками юридического дела, выступая основаниями классификаций. В целях раскрытия предмета исследования необходимо дать полное представление о совокупности дел, отнесенных к компетенции мировых судей.
Комплексная оценка таких административных дел служит основанием для формулировки понятия административных дел, отнесенных к компетенции мировых судей. Исследование юридических дел посредством выявления отдельных признаков позволит дополнить представление о материальной основе производства по административным делам, осуществляемого мировыми судьями, которую составляют отдельные категории судебных административных дел. Такие дела могут быть систематизированы на группы по совокупности признаков, объективно отражающих особенности административного правосудия, осуществляемого мировыми судьями.
Понятие «юридическое дело» в общей теории права определяется в двух значениях: 1) как жизненный случай, нуждающийся в юридическом рассмотрении (социально-правовое), 2) как совокупность документов, в которых фиксируются определенные факты и действия (формально-юридическое). В зависимости от отраслевой принадлежности рассматриваемого спора юридические дела могут относиться к уголовным, административным, гражданским. Автономизация юридических дел осуществляется посредством правовых норм, устанавливающих дескриптивную (описательную) информацию о юридическом деле, имеющую существенное значение для системы и структуры соответствующего самостоятельного вида правоприменительного процесса. Таким образом, установление признаков юридического дела посредством сопоставления их с закрепленными характеристиками в нормативных правовых актах позволяет определить порядок, в соответствии с которым такое дело подлежит рассмотрению.