Нравственное здоровье как объект административно-правовой охраны
Аннотация
Статья посвящена проблемным вопросам применения административной ответственности в сфере охраны нравственности. Анализируется понятие «нравственное здоровье» применительно к общим задачам охраны здоровья населения. Рассматривается проблематика следования нравственным установкам как элемента психического здоровья.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 02/2025 |
Страницы | 39-42 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-2-39-42 |
Охрана здоровья рассматривается нами как властная деятельность по обеспечению исполнения функций органов публичной власти и иных субъектов, наделенных публично-властными полномочиями, осуществляемая оперативно в подзаконных формах для организации профилактики и лечения заболеваний. При этом сам термин «здоровье» рассматривается нами как состояние физического и психического благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Социальное благополучие исключается нами из элементов как самого понятия здоровья, так и из сопутствующих ему государственно-управленческих явлений в силу того, что здоровье и социальное благополучие соотносятся с точностью до наоборот — физическое и психическое здоровье есть элемент социального благополучия наряду с иными социальными элементами. Таким образом можно предполагать, что хорошее состояние физического и психического здоровья могут выступать предпосылками нравственного здоровья, а в некоторых случаях являться его элементами. Законодатель не случайно ввел в наименование главы 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях наряду с таким объектом, как здоровье, еще и общественную нравственность. Очевидно и обратное: защита общественной нравственности где-то прямо, где-то косвенно (опосредованно) связана с охраной здоровья, причем как в части физического благополучия, так и в части психического.
Понятие нравственного здоровья не является устоявшимся. Это в том числе сопряжено с имеющейся дискуссией о соотношении нравственности и иных социальных явлений, например морали. В некоторых работах говорится не о нравственном, а о духовном здоровье. Иногда это словосочетание употребляется без определения значения. В одних случаях под нравственным здоровьем понимается система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе, в других — говорится, что это особый вид самочувствия индивида, которое определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально-положительным отношением к нравственным ориентирам, устойчивым внутренним убеждением в необходимости их соблюдения. В.Е. Журавлев как представитель педагогических наук определяет нравственное здоровье как «состояние жизнедеятельности человека, определяемое его потребностной, информационной и мотивационной сферами и выражающееся в его умении находиться в гармонии с собой (своим внутренним миром) и с внешним миром (природой, социумом)». Иногда о нравственном здоровье говорится как о явлении, существующем параллельно с физическим здоровьем.
В юридической литературе чаще употребляется термин «духовно-нравственное здоровье», под которым имеют в виду правовую защиту духовно-нравственных ценностей в контексте Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Модель нравственного здоровья, по мнению В.В. Комаровой, привязана к содержанию внутренней политики, в частности молодежной политики. В любом случае нравственное (духовно-нравственное) здоровье связывают с традиционными культурными ценностями.