Дата публикации: 13.02.2025

Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими (в контексте новаций судебного делопроизводства)

Аннотация

С вступлением в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ содержание системы судебного администрирования было расширено посредством разработки Судебным департаментом необходимого объема нормативного правового регулирования, позволившего конкретизировать порядок обеспечения правосудия по делам о признании информационных материалов экстремистскими. Данные новации направлены на организацию судебного документирования и документооборота, судебного информирования и реализации программы ведомственного статистического наблюдения.




Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 утверждена Стратегия противодействия экстремизму, реализация которой должна осуществляться вплоть до 2025 г. Согласно данному Указу экстремистская деятельность является одной из основных источников угроз для национальной безопасности Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти, а значит и суды, наделены статусом субъектов противодействия экстремизму. Судебное администрирование является сегментом механизма государства, посредством которого практически реализуются задачи Указа.

Цель настоящего исследования заключается в анализе системы судебного документирования и документооборота, которые формируются в ходе обеспечения рассмотрения административных дел по делам о признании информационных материалов экстремистскими (распространяемых как посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, так и вне данной технологической системы). Дефиниции к терминам «экстремистская деятельность (экстремизм)», «экстремистская организация», «экстремистские материалы», «символика экстремистской организации», установленные в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон № 114-ФЗ), являются базовой основой для формирования единообразной системы судебного документирования и обработки поступающей в суды информации. Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в содержание действующего с 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) была включена гл. 27.2 «Производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими», чем и было положено начало новациям в содержании судебного администрирования. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации были предприняты меры, направленные на конкретизацию положений законодательства. Данным специализированным федеральным органом, в частности, были внесены изменения в программу статистического наблюдения, разработан Регламент размещения информации на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, о признании информационных материалов экстремистскими (далее — Регламент 2019 г.), установлены и согласованы с Росархивом сроки хранения дел данной категории, созданы условия для обеспечения немедленного исполнения по делам данной категории.

В настоящее время организация ведения судебного делопроизводства осуществляется в условиях смешанного — электронного и бумажного — документооборота. Административные исковые производства в судах формируются в соответствии с общими правилами формирования судебных дел, данная категория не имеет каких-либо ограничительных грифов — например, «секретно» или «для служебного пользования (ДСП)». Действующий Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции 2022 г. (далее — Перечень 2022 г.) предусматривает кратковременный срок хранения дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ст. 343). Данный срок составляет 5 лет, с отметкой «экспертно-проверочной комиссии».

Список литературы

1. Андрюшечкина И.Н. Автоматизация ведения достоверной судебной статистики в судебной системе / И.Н. Андрюшечкина // Правовая информатика. 2021. № 2. С. 15–27.

Остальные статьи