Физический вред как последствие преступлений, предусмотренных ст. 216 и ст. 217 УК РФ: материально-правовой и процессуальный аспекты
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о возможности признания потерпевшими по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 216 или ст. 217 УК РФ, пострадавших, которым в результате нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов причинен легкий или средней тяжести вред здоровью. Обозначенные последствия даже при отсутствии корреспондирующей административной ответственности находятся за рамками составов преступлений, предусмотренных ст. 216, 217 УК РФ. В то же время не усматривается существенных процессуальных рисков в случае наделения этих лиц в ходе досудебного производства по уголовному делу статусом потерпевшего. Предложены возможные варианты решения проблемы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 02/2025 |
Страницы | 31-35 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-2-31-35 |
Одной из приоритетных задач правоохранительных органов является возмещение причиненного преступлениями ущерба. Данный вопрос имеет межотраслевой характер. Наделение процессуальным статусом потерпевшего по уголовному делу, как правило, происходит с учетом признаков конкретного состава преступления. Поэтому не всегда возможно оценить с позиции уголовного закона весь фактически причиненный в результате совершения криминального деяния ущерб.
Ярким примером обозначенной проблемы являются составы преступлений, предусмотренных ст. 216 и ст. 217 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). По конструкции объективной стороны они являются материальными. Составообразующие последствия в частях первых ст. 216 и ст. 217 УК РФ — тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб, квалифицирующие признаки в частях вторых — смерть человека, в частях третьих — смерть двух или более лиц.
В связи с этим у практикующих специалистов возникает вопрос о возможности признания потерпевшими по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 216 или ст. 217 УК РФ, лиц, которым в результате нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов причинен легкий или средней тяжести вред здоровью.
Подход законодателя очевиден: легкий и средней тяжести вред здоровью человека не предусмотрен в качестве последствий в ст. 216, 217 УК РФ. В то же время в литературе отмечается, что данная позиция, состоящая в исключении из диспозиций частей первых рассматриваемых норм указания на средней тяжести вред здоровью, приводит к утрате превентивного потенциала этих норм, поскольку, по данным Роструда, такой вред является одним из распространенных на производстве. В свою очередь реализация конституционных прав потерпевших невозможна без уголовно-правовой охраны.
Верховный Суд РФ в п. 1, 11 Постановления Пленума от 29 ноября 2018 г. № 41 разъясняет, что одним из обязательных условий привлечения к ответственности по ст. 216, 217 УК РФ является наступление предусмотренных указанными статьями последствий. При одновременном наступлении последствий, содержащихся в разных частях ст. 216, 217 УК РФ, все они должны быть указаны в процессуальных документах. При этом содеянное подлежит квалификации только по той части ст. 216, 217 УК РФ, которая устанавливает ответственность за более тяжкие последствия. В пункте 8 документа отмечается, что потерпевшим по ст. 216, 217 УК РФ может являться любое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред. Однако одновременно подчеркивается, что необходимо наличие всех признаков состава преступления. Учитывая изложенное, согласно разъяснениям высшего судебного органа последствия в виде легкого или средней тяжести вреда здоровью человека не охватываются ст. 216, 217 УК РФ.