К вопросу о допустимости повторного применения исполнительной пробации: толкование правовых норм и корректировка положений законодательства
Аннотация
В статье анализируются положения федерального и ведомственного законодательства, регламентирующие вопросы прекращения применения исполнительной пробации. Проводится оценка обстоятельств, допускающих повторное применение исполнительной пробации в случае соблюдения ряда условий, выявленных в ходе анализа Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2023 г. № 350.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 02/2025 |
Страницы | 25-30 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-2-25-30 |
Для отечественной правовой системы и правоприменительной практики в рамках реализации уголовно-исполнительного законодательства 2024 г. стал знаковым годом вследствие вступления в законную силу отдельных положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее — Закон о пробации), обеспечивающего оказание содействия осужденным в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Благодаря обозначенному федеральному закону был разработан и введен в действие целый механизм, не только гарантирующий социальную помощь и поддержку указанной категории лиц, но и ориентированный на коррекцию социального поведения, посредством которой будет достигаться и иная важнейшая задача — снижение повторной преступности за счет, как мы уже выше обозначили, уменьшения потенциального риска осужденных быть дезориентированными и дезадаптированными в современных условиях, т.е. мы говорим о Приказе Министерства Юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2023 г. № 350 «О ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ “О пробации в Российской Федерации”» (далее — Приказ Минюста России № 350).
Принимая во внимание тот факт, что исследуемый институт является новым для правовой системы, возникает необходимость более детального рассмотрения отдельных положений как федерального, так и ведомственного законодательства для наиболее эффективного и результативного применения пробации в отношении не только осужденных к уголовным наказаниям, но и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказание содействия которым регламентируется положениями Закона о пробации, вступившими в законную силу с 1 января 2025 г.
Итак, в этой связи обращает на себя внимание вопрос повторного применения пробации. Начнем с того, что согласно ч. 3 ст. 11 Закона о пробации механизм реализации исполнительной пробации урегулирован гл. 5 названного закона, содержащей в себе положения, регламентирующие применение постпенитенциарной пробации. В частности, нас интересует ч. 3 ст. 21, закрепляющая недопущение повторного применения постпенитенциарной пробации (п. 67 приложения № 1 к Приказу Минюста России № 350), что, как аналогия, подразумевает запрет на повторное применение исполнительной пробации, о чем заявлено в п. 56 приложения № 1 к Приказу Минюста России № 350, отсылающего нас к упомянутым положениям федерального законодательства. Здесь наблюдается неоднозначная ситуация. С одной стороны, подобное изложение правовой нормы вызывает множество вопросов, с которыми может столкнуться правоприменитель, например следующие.
1. Допускается ли повторное применение исполнительной пробации по вновь открывшимся обстоятельствам индивидуальной нуждаемости в случае, если со стороны осужденного не было допущено нарушений и применение таковой было завершено по результатам выполнения запланированных мероприятий, позволивших достигнуть цели? К примеру, осужденному к наказанию и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, было оказано содействие в восстановлении документов, необходимых для реализации им своих прав, вследствие чего применение исполнительной пробации прекращено (подп. 2 п. 83 Приказа Минюста России № 350), однако спустя некоторое время, до момента окончания срока отбывания наказания, у лица появилась необходимость в оказании помощи в получении образования или трудоустройстве. С одной стороны, условия, обозначенные в подп. 1 п. 83 Приказа Минюста России № 350, соблюдены, с другой — ссылка на возобновление применения исполнительной пробации в законодательстве отсутствует.