Применение обычаев делового оборота при разрешении экономических споров
Аннотация
В статье приводятся историко-теоретические точки зрения о месте обычая делового оборота в гражданско-правовых отношениях (предпринимательской деятельности), различные терминологические дефиниции теоретиков и практиков, а также обсуждается мнение о согласовании сторонами применения обычая делового оборота в гражданских правоотношениях с момента заключения сделки. Подтверждается, что при разрешении экономических споров хозяйствующим субъектам значительно проще обосновать применение обычая делового оборота в состоявшейся сделке по обоюдному согласию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 02/2025 |
Страницы | 16-19 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-2-16-19 |
В юридической литературе неоднократно уделялось внимание теоретическому толкованию обычного права, обычаям делового оборота, правовому обычаю. Сравнительная иерархия зарождения обычного права подразумевается как система «религия — мораль — обычай — право», где право, рожденное из обычая, служит обществу, тем самым выражая волю и защищая интересы определенного класса общества.
Юридические памятники исторических этапов подтверждают видоизменение обычного права в закрепленных законом нормах права от Кормчей книги, Русской Правды, Псковской судной грамоты до Судебника 1497 г., где в основу положено византийское (римское) право с преобладанием влияния обычая (εθιμο) и судебной практики. В Соборном Уложении 1649 г. право проявляет национальные черты, закон приобретает государственное властвование, обычай постепенно уходит на задний план. При собирательном значении обычного права учитываются и рассматриваются пути происхождения обычая — традиционный и нетрадиционный; именно при нетрадиционном пути развития обычай не может входить в состав обычного права. Также, по мнению юристов, обычное право значительно шире представлено: не наблюдается четкого разграничения отраслей права (гражданского, административного, уголовного), и система наказаний представлена единой (синкретной).
Исходя из места определения обычая, прослеживается и значение обычая в теории права как источника права — санкционированного обычая. Со стороны сравнительного анализа обычай является предпосылкой правовой нормы и юридическому (т.е. санкционированному) обычаю. В теории права правовой обычай закрепил свое значение по содержанию и форме с классифицирующими его признаками и отличительными чертами от нормы права. Так, например, при сравнении обычая с юридическими фактами один из авторов утверждает, что обычай является видовым признаком (в классификации) юридических фактов, но также влечет правовые последствия как юридический факт. Отмечается также принадлежность правового обычая источнику гражданского права и обычаю делового оборота как разновидности первого; обычай предполагает закрепление его в специальной юридической форме как правового обычая, юридического прецедента, договора и др. Соглашаясь с различными суждениями авторов, в действительности закона обычай признается источником гражданского права, продолжая свое распространение на семейное, трудовое, земельное, имущественное, обязательственное право.
Остановившись на кратком обстоятельном экскурсе теоретических правовых точек зрений об обычае делового оборота, необходимо затронуть частично применение правового обычая в материальном и процессуальном праве (цивилистических наук). В связи с тем, что обычай делового оборота юридически и экономически объединяет значение хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности с объектом правового регулирования — общественных отношений в сфере экономической (торговой, кредитно-денежной) деятельности, — нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договорным обязательствам первостепенны в применении обычая делового оборота.