Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения финального собственника недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ. Рассмотрены последствия поступления в собственность имущества, не соответствующего компетенции муниципального образования, — перепрофилирование и отчуждение имущества. Установлено, что для процедуры перепрофилирования отсутствует единое нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне. Предложены варианты по совершенствованию отчуждения муниципального имущества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Правовые вопросы недвижимости № 01/2025 |
Страницы | 2-6 |
Часть 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает порядок постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и последующее приобретение на них права муниципальной собственности. По общему правилу, именно муниципальное образование становится собственником бесхозяйных вещей. Иные публичные собственники не обладают полномочиями по приобретению прав на бесхозяйные недвижимые вещи, за исключением случаев, когда бесхозяйное имущество приобретают в собственность города федерального значения. Как следствие, муниципалитеты вынуждены принимать в собственность все объекты недвижимого имущества, признанные бесхозяйными, независимо от их целевого назначения.
При этом Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г.) в ч. 5 ст. 50 содержит правило, согласно которому в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 ст. 50 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г., указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Статья 225 ГК РФ направлена на возврат в гражданский оборот имущества, временно из него выбывшего. Однако механизм возврата, а именно определение финального собственника, который будет наиболее эффективным образом использовать бесхозяйное имущество, представляется весьма сложным.
Одной из проблем данного механизма является решение вопроса о возможности нахождения имущества, поступившего в порядке ст. 225 ГК РФ, в собственности муниципального образования.
В настоящее время как в доктрине (например, Ю.Н. Канаев, А.А. Саурин, В.А. Щепачев и др.), так и в сложившейся судебной практике преобладает мнение именно о целевом характере муниципальной собственности.