К вопросу о допустимости в уголовном судопроизводстве информации, генерируемой системами с элементами машинного обучения (на примере США)
Аннотация
Целью настоящего исследования является рассмотрение опыта США по использованию программ с элементами машинного обучения для автоматизированного поиска криминалистически значимой информации, используемой для принятия процессуальных решений. В качестве итогов исследования выработан авторский синергетический подход, определяющий результаты интеллектуального анализа данных как элемент совокупности обстоятельств, необходимой для принятия процессуального решения в уголовном судопроизводстве при обязательном предоставлении возможности их контртестирования, что может использоваться при внедрении схожих технологий в отечественный уголовный процесс.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное уголовное право и международная юстиция № 01/2025 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/2071-1190-2025-1-23-26 |
Производство по уголовному делу представляет собой познавательную деятельность субъектов, вовлеченных в его орбиту. При этом целью познания является истина, предметом — фактические обстоятельства дела, а субъектами — участники уголовного судопроизводства.
В современном мире, в результате повсеместной цифровизации и информатизации общества, объем предмета познания стал значительно превышать когнитивные способности познающих субъектов. Наиболее ярко данная тенденция выражается при необходимости исследования на предмет наличия криминалистически значимой информации так называемых больших данных (big data), в особенности таких их элементов, как метаданные (техническая информация электронного сообщения) и цифровой профиль лица (под которым понимаются любые сетевые данные, соотносимые с конкретным физическим лицом). Главной характеристикой такой информации неизменно будет крайне большой объем, тяжелый для восприятия познающим субъектом.
В связи с этим для надлежащего исследования цифровой среды, в частности больших данных, необходим познающий субъект, способный не только производить значительный объем поисково-аналитической работы, но и обрабатывать информацию, изначально не предназначенную для восприятия человеком (например, метаданные). В указанном контексте неудивительно, что в уголовный процесс многих стран введены компьютерные программы с элементами искусственного интеллекта (далее по тексту — ИИ), использующие технологии машинного обучения.
Применимость программ с элементами машинного обучения в уголовном судопроизводстве обусловлена тем, что они могут не только производить поиск по заданным параметрам и идентифицировать то или иное явление по его атрибутам, но и подбирать для этих целей наиболее оптимальные средства и алгоритмы, опираясь на свой персональный опыт решения аналогичных задач. Улучшение собственной производительности на основе анализа предыдущих итераций есть не что иное, как обучение, что и позволяет западным ученым-исследователям отнести данные технологии к категории «искусственный интеллект», а процесс их использования 2014ч к интеллектуальному анализу данных.
Однако необходимо отметить, что ИИ тем не менее не является самостоятельным субъектом познания, выполняя лишь познающую роль, которой он наделен оператором — человеком, что последовательно отстаивается многими учеными, мнение которых мы всецело разделяем. Несмотря на значительную автономность ИИ при решении задач и постоянное совершенствование его когнитивных функций в результате машинного обучения, побудительным мотивом для его деятельности является воля оператора, что детерминирует его сущность как инструмента познания.