Дата публикации: 06.02.2025

Международное сотрудничество в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в Республике Индия: правовое регулирование

Аннотация

В статье анализируется национальное правовое регулирование противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в Республике Индия. Кроме того, рассматриваются основные механизмы международного сотрудничества Индии с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Автор приходит к выводу о комплексном и всестороннем правовом регулировании международного сотрудничества Индии в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.




На сегодняшний день международное сотрудничество в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (далее по тексту — ПОД/ФТ) играет исключительно важную роль в деятельности правоохранительных органов, финансово-экономических органов, органов безопасности и подразделений финансовой разведки (далее по тексту — ПФР) подавляющего числа государств. Возврат активов, полученных преступным путем, также признается актуальной задачей, стоящей перед вышеупомянутыми государственными органами, службами и ведомствами.

С учетом развития информационно-коммуникационных технологий, роста преступлений транснационального характера (транснациональной преступности), а также перемещения преступных активов из одной юрисдикции в другую бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма (далее по тексту — ОД/ФТ) без использования механизмов международного взаимодействия представляется достаточно затруднительным. Вместе с тем в данном направлении активно ведется работа не только в рамках совершенствования законодательства и национальных практик и методик ПОД/ФТ, но и на уровне международных и региональных организаций, интеграционных объединений.

Для отечественного законодателя и компетентных органов проблематика ПОД/ФТ представляет серьезный практический и научный интерес, в том числе с точки зрения рецепции положительного зарубежного опыта правового регулирования и механизмов противодействия ОД/ФТ. Более того, оценивая опыт конкретного зарубежного государства, следует уделять значимое внимание и развитию механизмов международного правоохранительного сотрудничества в интересах Российской Федерации.

По итогам пленарного заседания ФАТФ, проходившего в Сингапуре с 26 по 28 июня 2024 г., Индия была отнесена к категории стран на «регулярном мониторинге», что отличает ее только от четырех других стран «Большой двадцатки» (G20). «Регулярный мониторинг» означает, помимо прочего, что Индия должна представить отчет о ходе исполнения рекомендаций ФАТФ только в октябре 2027 г. ФАТФ относит страны-члены к любой из четырех категорий, а именно: «регулярный мониторинг», «усиленный мониторинг», «серый список» и «черный список», причем регулярный мониторинг является самой высокой категорией из вышеупомянутых. Из 177 стран, охваченных ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), только в 24 странах, включая Индию, осуществляется регулярный мониторинг.

В своем кратком итоговом заявлении ФАТФ отметила, что Индия достигла высоких результатов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. В свою очередь, Министерство финансов Индии заявило, что рейтинг «устанавливает ориентир для стран нашего региона в плане эффективного применения международных стандартов в области противодействия финансированию терроризма. Индийские власти добились успеха в ликвидации сети финансирования терроризма, используя оперативные данные финансовой разведки. Эти операции пресекли поток финансирования терроризма, “грязных” денег и наркотиков даже вдоль побережья».

Список литературы

1. Воронин Ю.А. Взаимная правовая помощь как форма международного сотрудничества в борьбе с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем / Ю.А. Воронин, Н.Л. Григорьева // Вестник Челябинского государственного университета.
2. Докучаев А.И. Регулирование возврата преступных активов по праву Англии / А.И. Докучаев, А.Г. Волеводз // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2017. № 4 (33). С. 282–297.
3. Карпович В.Э. Международное сотрудничество в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республике Индия: правовое регулирование и порядок осуществления / В.Э. Карпович // Наркоконтроль. 2023. № 3. С. 36–40.
4. Кунев Д.А. Возврат из-за рубежа преступных активов: теория и практика / Д.А. Кунев. Москва : Прометей, 2021. 542 с.
5. Кунев Д.А. К вопросу о противодействии перемещению преступных активов в иностранные юрисдикции и их возврате в страны происхождения / Д.А. Кунев, А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. 2019. № 3. С. 3–8.
6. Тисен О.Н. Использование результатов деятельности Росфинмониторинга в уголовном судопроизводстве / О.Н. Тисен, А.В. Гриненко // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. № 4. С. 492–504.
7. Трикоз Е.Н. Сравнительное уголовное право (Индия) : учебное пособие для вузов / Е.Н. Трикоз, Н.А. Крашенинникова. Москва : Юрайт, 2021. 179 с.
8. Шестак В.А. Институт выдачи лиц для уголовного преследования: опыт Республики Индия / В.А. Шестак, В.Э. Карпович // Международное уголовное право и международная юстиция. 2022. № 3. С. 18–22.
9. Kumar, P. Money Laundering in India — Concepts, effects and Legislation / P. Kumar // International Journal of Research in Humanities & Social Sciences. 2015. Vol. 3. Iss. 7. P. 51–63.

Остальные статьи