Дата публикации: 06.02.2025

Конституционные ориентиры развития местного самоуправления в единой системе публичной власти

Аннотация

В статье обсуждаются некоторые заданные динамикой конституционного регулирования и историческими вызовами направления развития местного самоуправления. Ключевым автор видит усиление человеческого фактора через носящие общинно-солидарный характер формы коллективности, адекватные духу времени и отечественным традициям. Обосновывается позитивно-интегративный (в противовес негативно-ограничительному) характер самостоятельности местного самоуправления, которая не отгораживает его от государства, а обеспечивает условия для лучшего решения вопросов местного самоуправления в едином механизме народовластия. Предлагаются подходы, связанные с изменением понимания отраслевой природы муниципального права, личностной субъектности в местном самоуправлении, территориальной организации муниципальной власти.




Получивший конституционное закрепление ценностный императив системного единства публичной власти, выражающий единство ее социальной сущности и функционально-целевого назначения, актуализирует необходимость углубления и развития институциональных форм сопряжения личностных и публично-политических начал в суверенной государственности России. Реализуемое в единой системе публичной власти соотношение государственного и народного суверенитета не должно провоцировать отчужденность человека. Важно сконцентрировать внимание на активизации человеческого фактора через носящие общинно-солидарный характер формы коллективности, адекватные духу времени и отечественным традициям. Следует согласиться, что необходимо стимулировать восходящее снизу вверх — от малой политики муниципального уровня к большой политике государства в целом — движение к последовательному воплощению самой идеи государства как публично организованного народа.

В этом плане особое значение приобретают конституционные ориентиры развития местного самоуправления (далее также — МСУ), их выявление и раскрытие в имеющих стратегическое значение программно-политических документах и нормативно-правовых решениях. Суть этих ориентиров, как представляется, нужно искать не в самих по себе определенных моделях соотношения централизации и децентрализации, автономии и зависимости, тем более продиктованных универсалистскими и широкими трактовками разделения властей, настроенными на сдерживание государственной власти. В первую очередь важны предоставляемые местным самоуправлением социально-интегрирующие, социально-мобилизующие и социально-обустройственные инструментально-технологические возможности, которые позволяют лучшим образом достигать общегосударственных приоритетов достойной жизни и экономического благополучия. Нельзя не согласиться, что за характеристикой российского МСУ в качестве исторического фактора сильной государственности стоит понимание того, что местное самоуправление, решаемые с его помощью вопросы должны быть менее всего подвержены политизации, а потому определение стратегии муниципального развития следует рассматривать как общее, ориентирующее на гражданское согласие — соборное, если угодно, направление взаимодействия всех общественно-политических сил, которое не должно попадать в русло партийно-политической конъюнктуры. Главенствующим идейно-ценностным началом муниципальной реформы должно служить соработничество объединенных в местные сообщества жителей в системе российской правовой и социальной государственной.

Необходимо обозначить некоторые основные проблемные моменты, требующие выработки органичных национальному контексту и реалистических подходов к обеспечению конституционного развития МСУ на современном этапе.

1. В обсуждении конституционной сущности и перспектив муниципального развития центральное место занимает вопрос о самостоятельности МСУ, которую традиционно относят к его системообразующим основам. Вместе с тем в понимании, раскрытии такой самостоятельности при всем многообразии отмечаемых аспектов и оттенков, включая компетенционные, структурные, нормотворческие и иные моменты, преобладает негативно-ограничительное восприятие данного принципа, прилагаемого в практическом плане прежде всего к взаимоотношениям МСУ и государственной власти. 

Список литературы

1. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8. С. 3–12.
2. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8. С. 7.
3. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / С.А. Авакьян. Москва : Норма, 2008. 591 с.
4. Бондарь Н.С. Местное самоуправление: законодательство и практика реализации (в свете региональной правовой политики) / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян. Ростов-на-Дону : Профпресс, 2016. 176 с.
5. Кабышев С.В. О парадигме конституционного права России в новых исторических реалиях / С.В. Кабышев // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 2. С. 2–7.
6. Кожевников О.А. Право граждан на местное самоуправление: проблемы толкования и реализации на современном этапе исторического развития / О.А. Кожевников, К.И. Корсун // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 2. С. 30–38.
7. Сергеев А.А. К вопросу об интегрирующем характере российского муниципального права / А.А. Сергеев // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С. 39–44.
8. Тимофеев Н.С. Суверенитет и активизация человеческого фактора в системе единства публичных властей / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 9. С. 33–40.

Остальные статьи