Конституционные ориентиры развития местного самоуправления в единой системе публичной власти
Аннотация
В статье обсуждаются некоторые заданные динамикой конституционного регулирования и историческими вызовами направления развития местного самоуправления. Ключевым автор видит усиление человеческого фактора через носящие общинно-солидарный характер формы коллективности, адекватные духу времени и отечественным традициям. Обосновывается позитивно-интегративный (в противовес негативно-ограничительному) характер самостоятельности местного самоуправления, которая не отгораживает его от государства, а обеспечивает условия для лучшего решения вопросов местного самоуправления в едином механизме народовластия. Предлагаются подходы, связанные с изменением понимания отраслевой природы муниципального права, личностной субъектности в местном самоуправлении, территориальной организации муниципальной власти.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 02/2025 |
Страницы | 43-47 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-2-43-47 |
Получивший конституционное закрепление ценностный императив системного единства публичной власти, выражающий единство ее социальной сущности и функционально-целевого назначения, актуализирует необходимость углубления и развития институциональных форм сопряжения личностных и публично-политических начал в суверенной государственности России. Реализуемое в единой системе публичной власти соотношение государственного и народного суверенитета не должно провоцировать отчужденность человека. Важно сконцентрировать внимание на активизации человеческого фактора через носящие общинно-солидарный характер формы коллективности, адекватные духу времени и отечественным традициям. Следует согласиться, что необходимо стимулировать восходящее снизу вверх — от малой политики муниципального уровня к большой политике государства в целом — движение к последовательному воплощению самой идеи государства как публично организованного народа.
В этом плане особое значение приобретают конституционные ориентиры развития местного самоуправления (далее также — МСУ), их выявление и раскрытие в имеющих стратегическое значение программно-политических документах и нормативно-правовых решениях. Суть этих ориентиров, как представляется, нужно искать не в самих по себе определенных моделях соотношения централизации и децентрализации, автономии и зависимости, тем более продиктованных универсалистскими и широкими трактовками разделения властей, настроенными на сдерживание государственной власти. В первую очередь важны предоставляемые местным самоуправлением социально-интегрирующие, социально-мобилизующие и социально-обустройственные инструментально-технологические возможности, которые позволяют лучшим образом достигать общегосударственных приоритетов достойной жизни и экономического благополучия. Нельзя не согласиться, что за характеристикой российского МСУ в качестве исторического фактора сильной государственности стоит понимание того, что местное самоуправление, решаемые с его помощью вопросы должны быть менее всего подвержены политизации, а потому определение стратегии муниципального развития следует рассматривать как общее, ориентирующее на гражданское согласие — соборное, если угодно, направление взаимодействия всех общественно-политических сил, которое не должно попадать в русло партийно-политической конъюнктуры. Главенствующим идейно-ценностным началом муниципальной реформы должно служить соработничество объединенных в местные сообщества жителей в системе российской правовой и социальной государственной.
Необходимо обозначить некоторые основные проблемные моменты, требующие выработки органичных национальному контексту и реалистических подходов к обеспечению конституционного развития МСУ на современном этапе.
1. В обсуждении конституционной сущности и перспектив муниципального развития центральное место занимает вопрос о самостоятельности МСУ, которую традиционно относят к его системообразующим основам. Вместе с тем в понимании, раскрытии такой самостоятельности при всем многообразии отмечаемых аспектов и оттенков, включая компетенционные, структурные, нормотворческие и иные моменты, преобладает негативно-ограничительное восприятие данного принципа, прилагаемого в практическом плане прежде всего к взаимоотношениям МСУ и государственной власти.