Дата публикации: 06.02.2025

Цифровое неравенство и цифровая трансформация в публичном управлении: эволюция понятия и критериев

Аннотация

В статье представлен анализ цифрового неравенства регионов и муниципальных образований, выделены три ключевых уровня такого неравенства. Уделено внимание критериям, определяющим рейтинг цифровой трансформации российских регионов, и предложено избирательно распространить данный опыт на муниципальные образования. Предложен авторский подход к содержанию такого критерия, как «цифровая зрелость». Показана важность таких показателей, как цифровая культура органа управления и его кадровая политика, и рекомендовано учитывать их при определении «цифровой зрелости».




Стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, увеличение скорости распространения и объемов информации, формирование информационного общества, а также активное вовлечение граждан в трансграничный информационный обмен и во взаимодействие с государством в дистанционном режиме через информационные платформы обусловливают повышенное внимание государства к эффективному правовому регулированию отношений в информационной сфере. Все эти процессы взаимно интегрируются и переходят на совершенно новый, ранее не достижимый уровень коммуникации личности и государства, который в значительной степени позволяет улучшить качество жизни каждого гражданина Российской Федерации.

Однако серьезным препятствием на пути указанных прогрессивных процессов выступает проблема цифрового неравенства, которая уже свыше 20 лет находится в фокусе внимания исследователей и не теряет своей актуальности. Эволюция интерпретации цифрового неравенства отражает поступательное развитие гражданского общества, отношение личности и государства к внедрению цифровых систем и технологий не только в повседневную жизнь, но и в публичное управление, что отражается на реализации гражданами своих прав и свобод.

В трудах ученых предлагается комплексное понимание цифрового неравенства, выделяются три его уровня. Первый уровень цифрового неравенства прослеживается в сфере подключения граждан к сети Интернет и, соответственно, неравном доступе к современным алгоритмам, электронным услугам, информационным ресурсам и т.д.. Данный первичный уровень цифрового неравенства можно считать технологическим. Уместно привести статистику, наглядно демонстрирующую первичный уровень цифрового неравенства в российском обществе. По данным Росстата, домашнего доступа к Интернету нет у 28,6% российских домохозяйств, при этом большинство из них не могут его установить из-за отсутствия средств или по другим причинам. Кроме того, 38,3% семей в России живут без стационарного или портативного компьютера. Мобильного телефона нет у 1,4% домохозяйств.

Цифровое неравенство второго уровня прослеживается в неспособности отдельных слоев населения использовать современные цифровые платформы и порталы даже при наличии физического подключения к сети Интернет. Цифровое неравенство второго уровня можно назвать социальным или культурным, причиной которого является низкая информационная грамотность населения.

Наконец, цифровое неравенство третьего уровня проявляется в ситуации, когда имеются физический доступ к сети Интернет и необходимые навыки пользования цифровыми ресурсами. Этот вид неравенства можно назвать эмоционально-психологическим. Данный вид цифрового неравенства свидетельствует о недоверии граждан к сети Интернет и активном нежелании пользоваться уже готовой инфраструктурой по самым различным соображениям, в том числе и в результате определенного недоверия к виртуальности. Парадокс ситуации состоит в том, что, по данным социологических исследований, отмечается отсутствие в российском обществе мотивации граждан и представителей органов власти к использованию цифровых технологий в целях повышения качества жизни.

Список литературы

1. Бондаренко С.В. «Электронный муниципалитет» как инструмент модернизации местного самоуправления в России и за рубежом / С.В. Бондаренко // Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности : материалы докладов
2. Коженко Я.В. Цифровое неравенство как основа социально-экономической и правовой дискриминации в XXI веке / Я.В. Коженко, Т.П. Агафонова // Право и государство: теория и практика. 2020. № 8 (188). С. 72–73.
3. Минева С.С. Технологическая деисторизация: отчуждающее образование, экспроприация данных и цифровое рабство / С.С. Минева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 163–168.
4. Молодова И.Ю. Проблемы цифровой трансформации массовых социально значимых услуг на муниципальном уровне / И.Ю. Молодова, Д.И. Сафонова // Муниципальная академия. 2023. № 2. С. 110–115.
5. Рождественская И.А. Цифровая зрелость российских регионов: проблемы оценки / И.А. Рождественская // Самоуправление. 2021. № 3 (125). С. 553–556.
6. Токарев М.Н. Импортозамещение программного обеспечения / М.Н. Токарев, А.Н. Вершинин / М.Н. Токарев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 6–3 (81). С. 156–162.
7. Riggins F.J. The digital divide: Current and future research directions / F.J. Riggins, S. Dewan // Journal of Association for Information Systems. 2005. Vol. 6. Iss. 12. Art. 13. P. 298–337. DOI:10.17705/1jais.00074
8. Scheerder A. Determinants of internet skills uses and outcomes. A systematic review of the second-and third-level digital divide / A. Scheerder, A. Van Deursen, J. Van Dijk // Telematics and Informatics. 2017. Vol. 34. Iss. 8. P. 1607–1624. DOI:10.1016/j.
9. Van Deursen A.J. Increasing inequalities in what we do online: A longitudinal cross-sectional analysis of Internet activities among the Dutch population (2010 to 2013) over gender, age, education, and income / A.J. Van Deursen, J.A. Van Dijk, P.M. Klooste

Остальные статьи