Цифровое неравенство и цифровая трансформация в публичном управлении: эволюция понятия и критериев
Аннотация
В статье представлен анализ цифрового неравенства регионов и муниципальных образований, выделены три ключевых уровня такого неравенства. Уделено внимание критериям, определяющим рейтинг цифровой трансформации российских регионов, и предложено избирательно распространить данный опыт на муниципальные образования. Предложен авторский подход к содержанию такого критерия, как «цифровая зрелость». Показана важность таких показателей, как цифровая культура органа управления и его кадровая политика, и рекомендовано учитывать их при определении «цифровой зрелости».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 02/2025 |
Страницы | 38-42 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-2-38-42 |
Стремительное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, увеличение скорости распространения и объемов информации, формирование информационного общества, а также активное вовлечение граждан в трансграничный информационный обмен и во взаимодействие с государством в дистанционном режиме через информационные платформы обусловливают повышенное внимание государства к эффективному правовому регулированию отношений в информационной сфере. Все эти процессы взаимно интегрируются и переходят на совершенно новый, ранее не достижимый уровень коммуникации личности и государства, который в значительной степени позволяет улучшить качество жизни каждого гражданина Российской Федерации.
Однако серьезным препятствием на пути указанных прогрессивных процессов выступает проблема цифрового неравенства, которая уже свыше 20 лет находится в фокусе внимания исследователей и не теряет своей актуальности. Эволюция интерпретации цифрового неравенства отражает поступательное развитие гражданского общества, отношение личности и государства к внедрению цифровых систем и технологий не только в повседневную жизнь, но и в публичное управление, что отражается на реализации гражданами своих прав и свобод.
В трудах ученых предлагается комплексное понимание цифрового неравенства, выделяются три его уровня. Первый уровень цифрового неравенства прослеживается в сфере подключения граждан к сети Интернет и, соответственно, неравном доступе к современным алгоритмам, электронным услугам, информационным ресурсам и т.д.. Данный первичный уровень цифрового неравенства можно считать технологическим. Уместно привести статистику, наглядно демонстрирующую первичный уровень цифрового неравенства в российском обществе. По данным Росстата, домашнего доступа к Интернету нет у 28,6% российских домохозяйств, при этом большинство из них не могут его установить из-за отсутствия средств или по другим причинам. Кроме того, 38,3% семей в России живут без стационарного или портативного компьютера. Мобильного телефона нет у 1,4% домохозяйств.
Цифровое неравенство второго уровня прослеживается в неспособности отдельных слоев населения использовать современные цифровые платформы и порталы даже при наличии физического подключения к сети Интернет. Цифровое неравенство второго уровня можно назвать социальным или культурным, причиной которого является низкая информационная грамотность населения.
Наконец, цифровое неравенство третьего уровня проявляется в ситуации, когда имеются физический доступ к сети Интернет и необходимые навыки пользования цифровыми ресурсами. Этот вид неравенства можно назвать эмоционально-психологическим. Данный вид цифрового неравенства свидетельствует о недоверии граждан к сети Интернет и активном нежелании пользоваться уже готовой инфраструктурой по самым различным соображениям, в том числе и в результате определенного недоверия к виртуальности. Парадокс ситуации состоит в том, что, по данным социологических исследований, отмечается отсутствие в российском обществе мотивации граждан и представителей органов власти к использованию цифровых технологий в целях повышения качества жизни.