Цифровизация как глобальный процесс и правовой вызов
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования в эпоху цифровой трансформации, требующие разрешения в сфере правовой системы государства и общественных отношений. Неизбежность нарастающего правового регулирования цифровизации требует поиска оптимальных форм регулирования данных как на международном, так и на национальном уровнях. Это повлечет за собой внедрение новых информационно-правовых норм и модификацию уже действующих. Показано, что ключевой проблемой правового обеспечения цифровизации является отсутствие гарантий. Необходимо разработать комплексный подход к правовому обеспечению цифровизации, включающий в себя разработку и внедрение соответствующих законодательных актов, механизмов надзора и контроля, а также механизмов обеспечения соблюдения прав и свобод всех участников цифровой экономики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 02/2025 |
Страницы | 35-37 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-2-35-37 |
Количество пользователей сети Интернет сегодня составляет более 64,4% населения мира, уровень проникновения в России — 88,2%. Благодаря росту технологического развития формируются новые формы социального взаимодействия, которые ввиду своей динамичности характеризуются комплексностью, неопределенностью и нестабильностью. Здесь встает вопрос правового регулирования данных изменений. Необходимо обеспечить защиту интересов государства, общества и индивида в совершенно новой среде, претерпевшей значительные изменения в эпоху цифровой трансформации.
Данные цифрового формата начали превосходить аналоговые уже начиная с 2002 г., что позволяет говорить о существенно большей значимости информации в мире. Доминирование энергетических ресурсов в мире теперь заменяется доминированием информационных ресурсов, а также методов их обработки. Вместе с тем наблюдается ряд проблем глобального характера, которые необходимо будет разрешать в перспективе.
Первой проблемой является отсутствие гарантий того, что цифровизация обеспечит рост производительности труда, что в условиях ограниченных ресурсов создает определенные риски. Рост возможностей обмена информацией сам по себе не обеспечивает рост производительности, так как информация может иметь разное содержание. Так, основной объем обмена информацией осуществляется гражданами различных стран в рамках личных переписок и общения с использованием ИКТ. В период пандемии COVID-19 сформировался значительный спрос на видеоигры, что привело к увеличению как числа игроков, так и доходов в этой отрасли. Россия занимает место в топ-5 стран по объему потребления геймингового контента. Кроме России, в этот список также входят Китай, США, Южная Корея и Япония.
Второй проблемой является рост потребности в людях, способных обрабатывать информацию. В середине ХХ в. промышленное развитие требовало около 1–2% работников инженерно-технической специализации с высшим образованием, специалистов со средним образованием требовалось около 5%, а остальные рабочие имели низкую квалификацию либо вообще не имели образования в данной сфере. Но к концу века резко возросла потребность в квалифицированных рабочих со средним образованием (до 60% всего работающего состава), а также инженерно-технических работниках со средним специальным и высшим образованием (до 30%). Вместе с тем, в условиях стремительного развития технологий, подразумевалось, что работник продолжал совершенствоваться в своих знаниях посредством курсов повышения квалификации.
Мировой уровень образования населения постоянно возрастает. На сегодняшний день 48% людей в возрасте от 25 до 34 лет обладают высшим образованием, что в два раза выше, чем в 2000 г., когда этот показатель составлял всего лишь 27%. Исследователи связывают такой рост с потребностями рынка труда, где существует дефицит высококвалифицированных специалистов в большинстве стран. Согласно данным Росстата, в начале 2000-х годов лишь у четверти трудящегося населения в России было высшее образование, но за последующие два десятилетия этот показатель вырос на полтора раза, достигнув 35%. Почти половина (45%) населения трудоспособного возраста получила среднее профессиональное образование, в то время как 15% завершили только полный школьный курс.