Перспективы конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена вопросу правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации и входящих в ее состав палат. Работа содержит анализ текущего состояния правового регулирования отдельных вопросов, связанных с парламентом Российской Федерации, а также авторские предложения по совершенствованию конституционного законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, в статье рассмотрены вопросы возможности и целесообразности принятия Федерального конституционного закона, регулирующего деятельность Федерального Собрания, конституционного определения места Совета Федерации и Государственной Думы в Федеральном Собрании, а также представлены отдельные предложения по совершенствованию конституционного законодательства в аспекте правового регулирования деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 02/2025 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-2-26-29 |
Существенные изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., многие конституционалисты по праву называют «конституционной реформой». Важно отметить, что процесс совершенствования Конституции является важным, естественным и необходимым процессом для любого государства. Даже самые «устойчивые» к поправкам конституции мира претерпели немало изменений. Внесение поправок в основной закон страны не стоит воспринимать как свидетельство ее невысокого уровня, а, напротив, стоит рассматривать как стремление усовершенствовать конституционное регулирование в стране, адаптировав текст основного закона к современным реалиям, учесть стоящие перед страной глобальные цели, важные задачи и стратегические вызовы.
В этой связи обсуждение вопросов совершенствования конституционного законодательства остается всегда актуальным. Целью данной статьи является правовой анализ текущего состояния конституционного регулирования отдельных вопросов, связанных с правовым статусом Федерального Собрания и входящих в его состав палат, а также представление авторских предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
На сегодняшний день приняты и действуют Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также множество федеральных конституционных законов, регулирующих правовой статус судебной ветви власти, таких как от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Существовал даже Федеральный конституционный закон (ФКЗ) от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии», который утратил силу в связи с образованием Дисциплинарной коллегии Верховного суда, деятельность которой регулируется соответствующим ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Таким образом, деятельность исполнительной и судебной власти (т.е. двух из трех ветвей власти в стране) регулируется федеральными конституционными законами, и только деятельность законодательной власти такими законами не регулируется.