О новациях в конституционно-правовом регулировании организации публичной власти в субъектах Российской Федерации и некоторых проблемах их реализации
Аннотация
Конституционная реформа 2020 г., существенно повлияв на организацию публичной власти в субъектах РФ, обусловила принятие значительного количества новых нормативно-правовых актов. Положения многих из них, являясь спорными, нуждаются в едином толковании в контексте конституционных установлений и эффективном применении. К их числу следует отнести и название нового федерального закона о публичной власти в субъектах РФ в контексте отражения в нем содержания законодательного акта, и определение сущности дефиниции «взаимодействие» как обязательного условия функционирования органов публичной власти, и особенности определения места мировой юстиции в системе публичной власти регионов, и установление оптимального количества принципов деятельности органов публичной власти.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 02/2025 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-2-22-25 |
Известно, что очередное реформирование органов государственной власти началось с принятия Федерального закона «О поправках к Конституции Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной властиˮ», подписанного Президентом РФ 14 марта 2020 г.. Поправки вступили в силу после одобрения их всенародным голосованием 1 июля 2020 г.
Внесенные поправки в основной закон вызвали принятие достаточно большого количества нормативно-правовых актов. Среди них особое значение для нашего исследования имеет Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее — ФЗ № 414-ФЗ). С 1 января 2023 г. он полностью заменил очень важный, но уже нуждавшийся в реформировании Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Отметим, что в новом федеральном законе речь идет в целом о публичной власти, подразумевающей, на наш взгляд, включение, кроме законодательной и исполнительной ветвей власти, еще и судебную власть региона. Кроме того, анализ исследуемого нормативно-правового акта дает основание утверждать, что изложенные в нем положения выходят далеко за рамки определения только общих принципов организации публичной власти субъектов РФ. В связи с изложенным представляется уместным устранение нестыковок между понятиями конституционно закрепленными и нашедшими отражение в законодательстве. Думается, законодательный акт с таким содержанием следовало бы назвать «Основы организации и деятельности органов публичной власти субъектов Российской Федерации».
Анализируемый закон состоит из 11 глав и 65 статей. В предыдущем, утратившем силу законе изначально было предусмотрено 6 глав, которые в период его действия увеличились еще на 2 главы (1У.1 и 1У.2).
В Закон № 414-ФЗ к середине 2023 г. внесено изменений шестью федеральными законами. По своему содержанию, значимости и адресной направленности все эти законы можно разграничивать по разным основаниям. Среди них: а) посвященные самому ФЗ № 414-ФЗ; б) иные нормативно-правовые акты, в которых изменения положений анализируемого закона предусмотрены наряду с дополнениями в иные законодательные акты.