Перспективы развития государственного финансового контроля
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных государственных программ и национальных проектов. Предлагаются способы повышения эффективности контрольной деятельности путем установления механизмов взаимодействия контрольных (надзорных) органов, взаимного признания результатов контрольных (надзорных) мероприятий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2025 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-2-34-37 |
В настоящее время в условиях санкций и ведения специальной военной операции контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств приобретает особую актуальность.
На территории Российской Федерации реализуется 51 государственная программа по восьми направлениям: «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «Возможности для самореализации и развития талантов», «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», «Развитие науки, промышленности и технологий», «Цифровая трансформация», «Сбалансированное региональное развитие», «Обеспечение национальной безопасности и международного сотрудничества», объемом финансирования более 79 трлн руб. (за период с 2024 по 2026 г.).
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» общий объем доходов федерального бюджета в 2024 г. составит 35,06 трлн руб. (что больше на 22,3% по сравнению с 2023 г.), а общий объем расходов — 37,18 трлн руб. (что больше на 15,8% по сравнению с 2023 г.).
Кроме того, в федеральном бюджете предусмотрено финансирование 14 национальных проектов в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в общей сумме свыше 3 трлн руб. В 2024 г. наибольшие расходы предусмотрены на национальные проекты «Демография» (890 млрд руб.), «Безопасные и качественные дороги» (621,4 млрд руб.) и «Здравоохранение» (283,8 млрд руб.).
Значительный объем выделяемых бюджетных средств на реализацию государственных программ и приоритетных национальных проектов требует создания эффективной системы контроля за их использованием со стороны уполномоченных государственных органов в целях предупреждения фактов хищения.