Дата публикации: 06.02.2025

Перспективы развития государственного финансового контроля

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных государственных программ и национальных проектов. Предлагаются способы повышения эффективности контрольной деятельности путем установления механизмов взаимодействия контрольных (надзорных) органов, взаимного признания результатов контрольных (надзорных) мероприятий.




В настоящее время в условиях санкций и ведения специальной военной операции контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств приобретает особую актуальность.

На территории Российской Федерации реализуется 51 государственная программа по восьми направлениям: «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «Возможности для самореализации и развития талантов», «Комфортная и безопасная среда для жизни», «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», «Развитие науки, промышленности и технологий», «Цифровая трансформация», «Сбалансированное региональное развитие», «Обеспечение национальной безопасности и международного сотрудничества», объемом финансирования более 79 трлн руб. (за период с 2024 по 2026 г.).

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» общий объем доходов федерального бюджета в 2024 г. составит 35,06 трлн руб. (что больше на 22,3% по сравнению с 2023 г.), а общий объем расходов — 37,18 трлн руб. (что больше на 15,8% по сравнению с 2023 г.).

Кроме того, в федеральном бюджете предусмотрено финансирование 14 национальных проектов в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в общей сумме свыше 3 трлн руб. В 2024 г. наибольшие расходы предусмотрены на национальные проекты «Демография» (890 млрд руб.), «Безопасные и качественные дороги» (621,4 млрд руб.) и «Здравоохранение» (283,8 млрд руб.).

Значительный объем выделяемых бюджетных средств на реализацию государственных программ и приоритетных национальных проектов требует создания эффективной системы контроля за их использованием со стороны уполномоченных государственных органов в целях предупреждения фактов хищения.

Список литературы

1. Изотова Г.С. Исполнение федерального бюджета за 2020 год. Проверка Счетной палаты / Г.С. Изотова // Бюджет. 2021. № 12 (228). С. 10–13.
2. Кабытов П.П. Административно-правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : диссертация доктора юридических наук / П.П. Кабытов. Москва, 2021. 208 с.
3. Лукашов А.И. Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования / А.И. Лукашов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 1. С. 20–38.
4. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Инфра-М, 2011. 512 с.
5. Рогатенюк Э.В. Критерии эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и методика их оценки / Э.В. Рогатенюк // Экономика строительства и природопользования. 2017. № 2. С. 74–81.

Остальные статьи