Дата публикации: 06.02.2025

К вопросу о соотношении понятий «бюджетный фонд» и «публичный фонд» в российском финансовом праве

Аннотация

В российской научной и учебной литературе по финансовому праву присутствует широкое многообразие терминов: «денежные фонды, создаваемые органами власти», «денежные фонды государства», «публичные фонды денежных средств», «публичные денежные фонды», «государственные и муниципальные фонды» и другие. В науке финансового права все данные термины, как правило, предполагают совокупность бюджетов и внебюджетных фондов, реже — централизованных фондов и децентрализованных фондов денежных средств. Нередко с ними соотносят и бюджетные фонды. В настоящей статье предпринята попытка определить и разграничить фонды, публичные фонды и бюджетные фонды, обосновать, каким образом они соотносятся между собой. Также в статье раскрываются понятие фонда с частноправовой и публично-правовой точек зрения, признаки публичных фондов, а также классификация бюджетных фондов и причина, по которой целевые и бюджетные фонды не являются синонимами вопреки распространенной практике применения данных понятий в современных исследованиях.




Термин «фонд» (от франц. fonds и лат. fundus — основание) является междисциплинарным. С экономической точки зрения под фондом понимаются капитал и финансы; ресурсы и запасы; денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо цели. В юриспруденции фонд определяется по-разному исходя из отрасли права.

В частном праве, а именно в Гражданском кодексе Российской Федерации, под фондом понимается некоммерческая организация. В публичном праве, в отличие от частного, понятие фонда законодательно не закреплено, но исследовалось в науке финансового права, в которой с материальной точки зрения фонд определялся как обособленная часть денежных средств, используемая для определенных целей. По аналогии с бюджетом фонд в финансовом праве также рассматривался в экономическом (как метод перераспределения валового внутреннего продукта) и юридическом (финансово-правовой режим, служащий основой финансовой системы государства) аспектах. В научных исследованиях по финансовому праву исследователи определяли фонд как финансово-правовую категорию, институт финансового права через призму денежных или финансовых средств, обособленных от бюджета или выделенных в составе бюджета. Широкого подхода придерживались, например, О.С. Высоцкая8 и Н.В. Васильева, которые в контексте фондов в финансовом праве обращали внимание на юридические лица, учрежденные публично-правовым образованием. А С.В. Запольский, например, считал, что фонды в финансовом праве являются способом осуществления финансовой политики государства, юридическим инструментом деятельности государства в области финансов.

Для всех фондов финансового права наука предложила обобщающий термин — «публичный фонд». Публичными фондами в большинстве своем считаются лишь фонды денежных средств, данный подход является универсальным и сложившимся в науке финансового права. Предмет финансового права долгое время рассматривался через финансовые отношения по аккумулированию, распределению и использованию именно денежных фондов.

Актуализация взглядов на предмет финансового права привела к тому, что в качестве объединяющего основания для отношений, которые относятся к предмету финансового права, стал государственный фискальный (публичный) интерес. В этой связи предмет финансового права представляется уже как деятельность государства, муниципальных образований, государственных корпораций, а не иных субъектов финансового права негосударственных и немуниципальных по форме собственности, но обремененных публичной функцией в сфере финансов.

Список литературы

1. Комягин Д.Л. Суверенные фонды в Российской Федерации: происхождение, формирование и управление/ Д.Л. Комягин, Е.Е. Шевченко // Публично-правовые исследования. 2016. № 2. С. 55–84.
2. Хаменушко И.В. О фискальном ядре и регуляторной периферии финансового права / И.В. Хаменушко // Финансовое право. 2021. № 11. С. 17–22.
3. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего / С.В. Степашин. Москва : Наука, 2008. 608 с.
4. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств : учебное пособие / А.Н. Саунин. Москва : Московский государственный университет 2015. 336 с.
5. Саттарова А.А. Фонд как институт в финансовом праве : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.А. Саттарова. Москва, 2008. 22 с.
6. Рябова Е.В. Публичные финансы: концептуальный взгляд на содержание // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 8 (36). С. 34–41.
7. Пятковская Ю.В. Бюджетные расходы в системе государственных и муниципальных расходов: правовой аспект / Ю.В. Пятковская ; под общей редакцией Е.Ю. Грачевой. Иркутск, 2015. 164 с.
8. Пискотин М.И. Советское бюджетное право (Основные проблемы) / М.И. Пискотин. Москва : Юридическая литература, 1971. 312 с.
9. Нечай А.А. Публичные фонды как категория современного финансового права / А.А. Нечай // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 66–72.
10. Нечай А.А. Квазипубличные фоны: определение, классификация и правовое регулирование / А.А. Нечай // Государство и право. 2017. № 8. С. 65–71.
11. Мусабирова Д.А. Правовой режим региональных бюджетных фондов / Д.А. Мусабирова // Вестник Саратовской государственной академии права. 2012. № 1 (83). С. 139–143.
12. Лагутин И.Б. Аудит эффективности в системе регионального финансового контроля / И.Б. Лагутин // Реформы и право. 2011. № 2. С. 41–49.
13. Болтинова О.В. Бюджет – основополагающая категория бюджетного права / О.В. Болтинова // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10. С. 51–57.
14. Карасева (Сенцова) М.В. Финансовое право – идентификация предмета / М.В. Карасева (Сенцова) // Финансовое право. 2022. № 8. С. 2–6.
15. Карасева (Сенцова) М.В. Госкорпорации и публично-правовые компании как субъекты финансового права / М.В. Карасева (Сенцова) // Финансовое право. 2024. № 1. С. 11–15.
16. Запольский С.В. О природе понятия «финансовая система России» / С.В. Запольский // Финансовое право. 2006. № 8. С. 2–8.
17. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права : монография / С.В. Запольский. Москва : Эксмо, 2008. 160 с.
18. Высоцкая О.С. Финансово-правовое регулирование публичных фондов денежных средств : автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.С. Высоцкая. Москва, 2011. 19 с.
19. Высоцкая О.С. Публичные денежные фонды как инструмент финансовой деятельности государства / О.С. Высоцкая // Современное право. 2010. № 9. С. 121–123.
20. Васянина Е.Л. Правовой режим государственных доходов на современном этапе развития финансового законодательства / Е.Л. Васянина // Налоги и финансовое право. 2012. № 11. С. 207–214.
21. Васильева Н.В. Совершенствование публичных доходов: системный подход / Н.В. Васильева // Lex russica (Русский закон). 2017. №2. С. 70–79.
22. Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект : монография / Н.В. Васильева ; под редакцией Е.Ю. Грачёвой. Москва, 2017. 302 с.
23. Васильева Н.В. Публичные доходы  новая категория финансового права / Н.В. Васильева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 3 (29). С. 30–38.

Остальные статьи