К вопросу о соотношении понятий «бюджетный фонд» и «публичный фонд» в российском финансовом праве
Аннотация
В российской научной и учебной литературе по финансовому праву присутствует широкое многообразие терминов: «денежные фонды, создаваемые органами власти», «денежные фонды государства», «публичные фонды денежных средств», «публичные денежные фонды», «государственные и муниципальные фонды» и другие. В науке финансового права все данные термины, как правило, предполагают совокупность бюджетов и внебюджетных фондов, реже — централизованных фондов и децентрализованных фондов денежных средств. Нередко с ними соотносят и бюджетные фонды. В настоящей статье предпринята попытка определить и разграничить фонды, публичные фонды и бюджетные фонды, обосновать, каким образом они соотносятся между собой. Также в статье раскрываются понятие фонда с частноправовой и публично-правовой точек зрения, признаки публичных фондов, а также классификация бюджетных фондов и причина, по которой целевые и бюджетные фонды не являются синонимами вопреки распространенной практике применения данных понятий в современных исследованиях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2025 |
Страницы | 30-34 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-2-30-34 |
Термин «фонд» (от франц. fonds и лат. fundus — основание) является междисциплинарным. С экономической точки зрения под фондом понимаются капитал и финансы; ресурсы и запасы; денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо цели. В юриспруденции фонд определяется по-разному исходя из отрасли права.
В частном праве, а именно в Гражданском кодексе Российской Федерации, под фондом понимается некоммерческая организация. В публичном праве, в отличие от частного, понятие фонда законодательно не закреплено, но исследовалось в науке финансового права, в которой с материальной точки зрения фонд определялся как обособленная часть денежных средств, используемая для определенных целей. По аналогии с бюджетом фонд в финансовом праве также рассматривался в экономическом (как метод перераспределения валового внутреннего продукта) и юридическом (финансово-правовой режим, служащий основой финансовой системы государства) аспектах. В научных исследованиях по финансовому праву исследователи определяли фонд как финансово-правовую категорию, институт финансового права через призму денежных или финансовых средств, обособленных от бюджета или выделенных в составе бюджета. Широкого подхода придерживались, например, О.С. Высоцкая8 и Н.В. Васильева, которые в контексте фондов в финансовом праве обращали внимание на юридические лица, учрежденные публично-правовым образованием. А С.В. Запольский, например, считал, что фонды в финансовом праве являются способом осуществления финансовой политики государства, юридическим инструментом деятельности государства в области финансов.
Для всех фондов финансового права наука предложила обобщающий термин — «публичный фонд». Публичными фондами в большинстве своем считаются лишь фонды денежных средств, данный подход является универсальным и сложившимся в науке финансового права. Предмет финансового права долгое время рассматривался через финансовые отношения по аккумулированию, распределению и использованию именно денежных фондов.
Актуализация взглядов на предмет финансового права привела к тому, что в качестве объединяющего основания для отношений, которые относятся к предмету финансового права, стал государственный фискальный (публичный) интерес. В этой связи предмет финансового права представляется уже как деятельность государства, муниципальных образований, государственных корпораций, а не иных субъектов финансового права негосударственных и немуниципальных по форме собственности, но обремененных публичной функцией в сфере финансов.