Трансформация международной валютно-финансовой системы — постановка проблемы на уровне БРИКС и пути решения
Аннотация
В статье рассмотрены итоги председательства Российской Федерации в БРИКС в валютно-финансовой сфере (XVI саммит БРИКС в г. Казани). Основной акцент сделан на Докладе по совершенствованию международной валютно-финансовой системы (BRICS Chairmanship Research «Improvement of the International Monetary and Financial System»), в котором сформулированы принципы обновленной модели международной валютно-финансовой системы. В статье проанализированы возможные модели создания инфраструктуры трансграничных платежей. Отмечается, что предлагаемая модель смещает акцент с поиска идеального средства обмена на совершенствование самого процесса обмена, а альтернативная платежная инфраструктура должна обеспечивать более быстрые и дешевые платежи, а также децентрализованный и взаимоуважительный механизм функционирования. Тенденции развития экономикоправовых межгосударственных отношений планомерно подводят к вопросу о создании валютного союза БРИКС, где ключевым вопросом является проведение согласованной и разумной бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенно-тарифной политики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2025 |
Страницы | 5-7 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-2-5-7 |
В г. Казани 22–24 октября 2024 г. под председательством России в БРИКС состоялся XVI саммит БРИКС, по итогам которого принята Казанская декларация «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности» от 23 октября 2024 г. В названной Декларации государства — члены БРИКС выражают намерение поддерживать надежную и эффективную глобальную систему финансовой стабильности, в которой Международный валютный фонд (МВФ) играет ключевую роль. При этом члены объединения указывают на необходимость реформирования Бреттон-Вудских институтов, включая расширение представительства развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой в руководящих органах. В целях справедливого отражения вклада таких стран в мировую экономику отмечается необходимость перераспределения квот. Ожидается, что в 2025 г. будет проведен анализ структуры акционерного капитала Международного банка реконструкции и развития.
В документе также обозначена ключевая роль БРИКС в развитии международной валютно-финансовой системы, которая должна быть способна оперативно реагировать на потребности всех стран. Подробнее данный вектор сотрудничества обсуждался 11 октября 2024 г. на заключительной встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран — членов БРИКС, ключевым результатом работы которых стала подготовка Доклада по совершенствованию международной валютно-финансовой системы (BRICS Chairmanship Research «Improvement of the International Monetary and Financial System»).
В Докладе отмечается, что международная валютно-финансовая система требует модернизации в части обеспечения учета интересов государств с развивающейся экономикой. Последние экономические кризисы наглядно продемонстрировали все недостатки МВФ и валютно-финансовой системы в целом, что обусловлено тотальной зависимостью от одной валюты и централизованной финансовой инфраструктуры, подконтрольной западным гегемонам. Высокая концентрация доллара США как компонента суверенных резервов нуждается в переоценке на государственном уровне. Такая концентрация приводит к растущей асимметрии, что создает все большую нагрузку на мировую экономику, поскольку интересы Соединенных Штатов не всегда совпадают с интересами других участников международной валютно-финансовой системы, учитывая огромную роль США.
Обновленная модель международной валютно-финансовой системы должна основываться на ключевых принципах безопасности, независимости, инклюзивности и устойчивости, а также гарантировать защиту своих участников от потери капитала и активов и недискриминационный доступ к платежной инфраструктуре. Говоря о последней, следует отметить, что, несомненно, в настоящее время указанная сфера лишена надлежащей конкуренции, что влечет аморфность предлагаемых сервисов трансграничных платежей и невозможность учета потребностей всех участников инфраструктуры.