Дата публикации: 06.02.2025

Трансформация международной валютно-финансовой системы — постановка проблемы на уровне БРИКС и пути решения

Аннотация

В статье рассмотрены итоги председательства Российской Федерации в БРИКС в валютно-финансовой сфере (XVI саммит БРИКС в г. Казани). Основной акцент сделан на Докладе по совершенствованию международной валютно-финансовой системы (BRICS Chairmanship Research «Improvement of the International Monetary and Financial System»), в котором сформулированы принципы обновленной модели международной валютно-финансовой системы. В статье проанализированы возможные модели создания инфраструктуры трансграничных платежей. Отмечается, что предлагаемая модель смещает акцент с поиска идеального средства обмена на совершенствование самого процесса обмена, а альтернативная платежная инфраструктура должна обеспечивать более быстрые и дешевые платежи, а также децентрализованный и взаимоуважительный механизм функционирования. Тенденции развития экономикоправовых межгосударственных отношений планомерно подводят к вопросу о создании валютного союза БРИКС, где ключевым вопросом является проведение согласованной и разумной бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенно-тарифной политики.




В г. Казани 22–24 октября 2024 г. под председательством России в БРИКС состоялся XVI саммит БРИКС, по итогам которого принята Казанская декларация «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности» от 23 октября 2024 г. В названной Декларации государства — члены БРИКС выражают намерение поддерживать надежную и эффективную глобальную систему финансовой стабильности, в которой Международный валютный фонд (МВФ) играет ключевую роль. При этом члены объединения указывают на необходимость реформирования Бреттон-Вудских институтов, включая расширение представительства развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой в руководящих органах. В целях справедливого отражения вклада таких стран в мировую экономику отмечается необходимость перераспределения квот. Ожидается, что в 2025 г. будет проведен анализ структуры акционерного капитала Международного банка реконструкции и развития.

В документе также обозначена ключевая роль БРИКС в развитии международной валютно-финансовой системы, которая должна быть способна оперативно реагировать на потребности всех стран. Подробнее данный вектор сотрудничества обсуждался 11 октября 2024 г. на заключительной встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран — членов БРИКС, ключевым результатом работы которых стала подготовка Доклада по совершенствованию международной валютно-финансовой системы (BRICS Chairmanship Research «Improvement of the International Monetary and Financial System»).

В Докладе отмечается, что международная валютно-финансовая система требует модернизации в части обеспечения учета интересов государств с развивающейся экономикой. Последние экономические кризисы наглядно продемонстрировали все недостатки МВФ и валютно-финансовой системы в целом, что обусловлено тотальной зависимостью от одной валюты и централизованной финансовой инфраструктуры, подконтрольной западным гегемонам. Высокая концентрация доллара США как компонента суверенных резервов нуждается в переоценке на государственном уровне. Такая концентрация приводит к растущей асимметрии, что создает все большую нагрузку на мировую экономику, поскольку интересы Соединенных Штатов не всегда совпадают с интересами других участников международной валютно-финансовой системы, учитывая огромную роль США.

Обновленная модель международной валютно-финансовой системы должна основываться на ключевых принципах безопасности, независимости, инклюзивности и устойчивости, а также гарантировать защиту своих участников от потери капитала и активов и недискриминационный доступ к платежной инфраструктуре. Говоря о последней, следует отметить, что, несомненно, в настоящее время указанная сфера лишена надлежащей конкуренции, что влечет аморфность предлагаемых сервисов трансграничных платежей и невозможность учета потребностей всех участников инфраструктуры.

Список литературы

1. Брыкин К.И. К вопросу о понятии и сущности валютного союза / К.И. Брыкин // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2023. № 3. С. 49–57.
2. Брыкин К.И. Отказ от использования «токсичных» валют и перспективы развития финансового законодательства / К.И. Брыкин // Хозяйство и право. 2024. № 4 (567). С. 75–85.
3. Брыкин К.И. Финансовая стабильность и влияние санкций на российскую финансовую систему: финансово-правовые аспекты / К.И. Брыкин // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2023. № 1 (68). С. 69–73.
4. Грачева Е.Ю. Финансовый суверенитет — миф или реальность? / Е.Ю. Грачева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 7 (107). С. 19–26.
5. Крохина Ю.А. Перспективы приобретения российским рублем статуса резервной валюты: финансово-правовой аспект / Ю.А. Крохина // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 7–2 (121). С. 184–187.
6. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. 2017. № 6 (246). С. 69–79.
7. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения / Н.А. Поветкина. Москва : Юридическая фирма «Контракт», 2016. 344 с.
8. Правовое регулирование финансового рынка России / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.Л. Васянина, С.В. Запольский [и др.]. Москва : Институт государства и права РАН, 2023. 219 с.
9. Ситник А.А. Объекты валютных правоотношений в условиях противодействия ограничительным мерам, введенным со стороны недружественных государств / А.А. Ситник // Актуальные проблемы российского права. 2024. Т. 19, № 7 (164). С. 65–72.
10. Турбанов А.В. Понятие денег в эпоху цифровизации / А.В. Турбанов // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16, № 6 (127). С. 58–76.
11. Хабриева Т.Я. Технологические императивы современного мира и право / Т.Я. Хабриева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19, № 1. С. 5–12.

Остальные статьи