Дата публикации: 06.02.2025

Конституция Турецкой Республики: некоторые аспекты теории и практики международно-правового регулирования отношений между Востоком и Западом

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития конституционных идей в Турецкой Республике на протяжении XIX–XXI веков. Совершенствование правовой системы по пути от норм османского права к демократической и светской республике проходило с большими трудностями. Международные связи государства, расположенного в двух частях света — Европе и Азии, — обязывают законодателя балансировать между дихотомией правовых традиций.




 История развития конституционализма Турции представляет большой интерес для исследования. Последняя редакция турецкой Конституции 1982 г. — это в теории очень закрытый, с большим пафосом для турецкой нации, документ, но весьма открытый на практике для международного сотрудничества со странами мира Основной Закон. В не столь больших по численности статьях, посвященных международному праву, эта конституция сумела соответствовать многим глобальным вызовам, связанным с тенденцией либерализма Запада, а также стремлением уравновесить дихотомию идеологии двух частей света.

 Государство-завоеватель в прошлом, наследник византизма в политике, Турция впервые пыталась ввести представительную власть еще в период Османской империи в 1876 г. Просуществовав два года, турецкий парламент был распущен султаном в 1878 г. под предлогом «чрезвычайных обстоятельств», а, по сути, после поражения Османской империи в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Империя удержалась, но абсолютная монархия продолжала агонизировать. Неразумная политика ее руководителей привела к накоплению огромного долга, к войнам и восстаниям. Считается, что в период с 1821 по 1922 г. более пяти миллионов мусульман были изгнаны со своих земель, пять с половиной миллионов из них погибли в войнах, другие — как беженцы от голода и болезней. В Первой мировой войне Османская империя выступила на стороне Центральных держав, опять-таки потерпев сокрушительное поражение. Ответом были очередное обеднение и озлобление народа, гибель молодых солдат империи и гражданского населения. Усиление национального сознания и провокации внешних сил привели к гонениям на христиан, когда многие греки, армяне и другие народы были убиты и в большинстве своем изгнаны из страны. К 1923 г., когда была основана Турецкая Республика, на Балканах оставалось менее миллиона человек, а в самой Турции 25% населения были выходцами из семей иммигрантов. В таком состоянии находилась Турция в начале ХХ в., когда на мировую политическую арену вышел Мустафа Кемаль — новый революционный политический лидер, впоследствии получивший имя Ататюрк, что означает «отец тюрок» или «глава нации».

 Первая республиканская Конституция была принята Великим Национальным собранием Турции 20 января 1921 г., положив конец 623 годам монархического правления Османской империи. Вторая Конституция Турецкой Республики была принята в 1924 г. и ознаменовала собой новый, более устойчивый, период в формировании республиканской формы правления. Что же касается деятельности Кемаля Ататюрка, то следует отметить поистине революционность его законодательных инициатив. Наиболее существенные изменения коснулись также и правовой сферы — прежде всего, была проведена отмена меджелле (свода законов, основывающихся на шариате) (1924–1937 гг.). Законодатели «эпохи кемализма» охотно заимствовали все лучшие юридические инициативы у европейских стран. Так, при написании Гражданского кодекса Турции в 1926 г. за основу был взят Гражданский кодекс Швейцарии 1907 г. (в 2002 г., несмотря на внесенные изменения, он сохранил большую часть первоосновы). Уголовный кодекс, первоначально основанный на Уголовном кодексе Италии, был заменен только в 2005 г. В целом же уголовное законодательство Турции во многом ориентируется на Уголовный кодекс Германии. Предполагается, что исламские принципы не играют роли в правовой системе, это сфера обычного права.

Список литературы

1. Аватков В.А. Турецкая республика. Внутренняя политика: от 2002 к 2018 : монография / В.А. Аватков. Москва : Юрайт, 2019. 203 с.
2. Артамонов Ю.А. Древнерусские надписи Софии Константинопольской / Ю.А. Артамонов, А.А. Гиппиус // Славянский альманах. 2012. Т. 2011. С. 41–52.
3. Данилов В.И. Метаморфозы турецкого национализма / В.И. Данилов // Ближний Восток и современность. 2000. № 9. С. 20–35.
4. Дурденевский В.Н. Иностранное конституционное право в избранных образцах. С приложением текстов конституций / В.Н. Дурденевский. Ленинград : Государственное издательство, 1925. 261 с.
5. Мухаметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма / Р.Ф. Мухаметдинов. Казань : Заман, 1996. 270 с.
6. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации / Е.С. Смирнова. Тверь : ФСК-офис, 2012. С. 95–100.
7. Çiçek, K. The great Ottoman — Turkish civilisation / eds. by K. Çiçek, E. Kuran, N. Göyünç, İ. Ortaylı. Ankara : Yeni Türkiye. Chief ed. Kemal Çiçek. 2000. 820 p.
8. Kinross, J.P. Atatürk: a biography of Mustafa Kemal, father of modern Turkey / J.P. Kinross. New York, 1965. Р. 369–370.

Остальные статьи