Опосредованная преемственность в конституционном праве Эстонской Республики и современные публично-правовые коллизии
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы реализации преемственности в конституционном праве Эстонской Республики. Обозначены основные объекты опосредованной преемственности досоветского государственного права Эстонии, включая реставрированные положения института гражданства. Исследуются спорно-легитимные последствия подобной опосредованной преемственности и их воздействие на современное конституционное право Эстонской Республики. Анализируется воздействие совокупности факторов преемственности и рецепции постсоветского периода на современное государственное строительство. Выявлены конституционные конструкции (как преемственные, так и отсылки к недействительным актам), определяющие наличие публично-правовых коллизий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 02/2025 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-2-49-53 |
Публично-правовая сфера государственного строительства определяется национальными учредительными актами при условии соответствия последних реалиям политико-социального развития. Актуализация учредительных законоположений неизбежна и реализуется при претворении преемственности и рецепции. При этом правовая сущность преобразований оказывает значительное резонирующее воздействие как на национальную систему права, так и на внешнеполитические ориентиры государства. Отдельные процессы преемственности и рецепции претворяются на этапе концептуального преобразования государственности в неоднозначные периоды политико-правового развития.
Вопросы преемственности, рецепции и взаимовлияния правовых культур и публичных институтов, определяющие динамику национально-конституционного и государственно-политического развития, приобретают особую актуальность уже с середины XX в. Процессы реформирования и/или концептуального преобразования национального учредительного акта при использовании зарубежного опыта или преемственности инициируются как внутринациональными, так и международными объективными факторами. В мировой практике подобные политико-правовые процессы определяют парадигму национального конституционного развития.
Процессы суверенизации советских республик юридически оформлялись национальными актами о независимости и новыми конституциями. Исследования в диахронном контексте данных процессов (как в вертикальном, так и в горизонтальном срезах) выявляет формирование спорно-легитимных публично-правовых конструкций и коллизий в отдельных постсоветских государствах.
Эстонская Советская Социалистическая Республика, обозначив независимость от Союза ССР, инициировала новый этап государственного строительства принятием декларации и Основного Закона. Конституция Эстонской Республики (от 28 июня 1992 г.) провозглашает Эстонию самостоятельным и независимым демократическим государством, высшая государственная власть в котором принадлежит народу. По официальному заявлению Конституция 1992 г. принята на референдуме, однако к участию в референдуме были допущены исключительно «граждане Эстонии». Правовая градация предоставления активного избирательного права (основана на опосредованной преемственности института гражданства) реализовывалась в соответствии с официальной конституционно-политической позицией публичной власти. Данная конституционно-политическая позиция обозначила советский период государственности Эстонии (1940–1991 гг.) оккупацией, а Эстонскую ССР — нелегитимным оккупационным режимом. Конституция ЭССР и иные публично-правовые акты, принятые в советский период, объявлялись юридически ничтожными с момента принятия.