Ретроспектива взаимоотношений Русской православной церкви и государства в первые годы советской власти: историко-правовой контекст
Аннотация
Статья посвящена историко-правовому анализу церковно-государственных отношений в первые годы советской власти, которые отличались сильным антагонизмом в условиях кардинальной трансформации всех сторон жизни: на смену империи пришла Республика, где Русская православная церковь стала восприниматься как оплот самодержавия, который нужно было лишить всех материальных и идеологических преференций, в новых условиях органы высшего церковного управления оказались не готовы к стремительно менявшейся революционной ситуации, поэтому вместе с изъятием всевозможного имущества священнослужители (в том числе монашествующие) лишились избирательных прав. Так началась эпоха противостояния в сфере церковно-государственных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 02/2025 |
Страницы | 46-51 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-2-46-51 |
Выведенный в наименование исследования период церковно-государственных отношений ознаменовался сменой общественно-политической формации, которая выразилась в падении самодержавия и выходе на подмостки государственного управления активистов Российской коммунистической партии (большевиков), так единоличный характер правления уступал место власти повсеместно создаваемых советов. Принимая во внимание революционный характер преобразований, говорить о поступательном и проходящем в русле законодательно обусловленных нововведений развитии в исследуемом вопросе не приходится. Тем не менее, несмотря на очевидное нарушение законов Российской империи, вместо них разрабатывались и принимались нормативные акты нового государственного образования – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
После прихода к власти в России большевиков на II Всероссийском съезде Советов принимается Декрет о земле, согласно которому монастырские и церковные земли со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходили в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения вопроса о земле на Учредительном Собрании. Одновременно с этим согласно Крестьянскому наказу о земле, являвшемуся составной частью Декрета о земле, монастырская и церковная земля безвозмездно отчуждалась, обращалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся на ней. Можно быть уверенным в том, что «земельный вопрос» стал первым камнем преткновения в церковно-государственных отношениях: еще совсем недавно Церковь владела поистине огромными объемами земли, куда входили дворы и подворья, хозяйственные заведения и строения, амбары и житницы, харчевни и соляные варницы, постоялые дворы и бани, леса и сенокосы. Если приводить статистику, то в 1905 г. приходские землевладения насчитывали 1 872 000 десятин, а крупнейшие монастыри (Соловецкий, Кожеозерский, Троицко-Зеленецкий, Грягорьево-Бирюков монастыри, Саровская, Успенская Могилевская пустыни) имели в собственности 182 172 десятин. Разумеется, если сложить все монастырские владения, то число окажется в разы больше. Вместе с тем важно учитывать очевидное, что год от года вплоть до низложения самодержавия и прихода к власти большевиков совокупность земли, которой владела Церковь (соединяя приходы и монастыри), постоянно увеличивалась.
Такое положение дел объяснялось спецификой церковно-государственных взаимоотношений в Российской империи, где первенствующая конфессия нашей страны была встроена в систему государства и идеологически, и бюрократически: православие являлось главенствующим религиозным учением, пронизывающим все стороны общественно-государственного развития, что не могло не повлиять на принятие императором Петром Великим решения о подчинении Церкви государству, начавшим Синодальный период в церковной истории, отмеченный, однако, и щедрыми имущественными жалованиями от императорской фамилии, не скупившейся и на привилегиях для духовенства.