Принципы судебной власти в трактате Сангедрин
Аннотация
В статье продолжается исследование принципов судебной власти, элементы которых можно найти в различных кодифицированных источниках, в том числе в юридических памятниках права, одним из которых является трактат Сангедрин, являющийся составной частью древнееврейского сборника религиозного характера, кодифицировавшего гражданское и уголовное законодательство. На основе анализа данного исторического источника выделяются такие принципы судопроизводства и судоустройства, как: принцип рукоположения судей; принцип очередности молодого судьи; принцип четного числа судей; принцип большинства судей; принцип коллегиальности судебного разбирательства и другие. На основании ранее проведенных исследований вновь формализованные принципы категоризированы на группы принципов институционально-кадровой эффективности; процессуально-адаптивной обеспеченности и субъектно-статусной конфиденции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 02/2025 |
Страницы | 30-36 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-2-30-36 |
Для обогащения разработанной правовой теории принципов судебной власти представляется необходимым дополнить ее анализом зарубежного опыта формализации принципов судебной власти, используя ретроспективный метод, обратившись к историческим памятникам права.
Как отмечает профессор М.В. Мархгейм, «смысловые нагрузки и ценностные грани конституционных принципов представляются практически неисчерпаемыми. В числе таких смыслов и граней – интегральность конституционных принципов, щедро распространяющая свой потенциал на современное общество и государство». Данное высказывание можно смело применить и в исторической ретроспективе.
В начале III в. н.э. известный еврейский ученый и раввин Рабби Иехуда ха-Наси, используя различные комментарии к Торе, составил окончательную редакцию свода правовых норм, получивший название Мишна (מִשְׁנָה), – одного из древнееврейских юридических памятников права, сборника религиозного характера, итоговый вариант предписаний которого приходится приблизительно на 220 г. н.э.
Согласно иудаизму «право и закон, чтобы быть справедливыми, должны иметь божественное происхождение, должны быть от Бога. В силу этого право и закон – первичны, а государство и власть – вторичны. В этом состоит существенное отличие еврейского права от права подавляющего большинства других стран, в которых закреплен приоритет государства перед правом».
«В течение веков ведущие законоучители противились фиксации устного права, понимая, что его устная передача заставляет учеников сохранять тесную связь с учителем: они считали учителей, а не книги, самыми лучшими носителями еврейской традиции, но забытой, если не будет записана…».