Дата публикации: 06.02.2025

Принципы судебной власти в трактате Сангедрин

Аннотация

В статье продолжается исследование принципов судебной власти, элементы которых можно найти в различных кодифицированных источниках, в том числе в юридических памятниках права, одним из которых является трактат Сангедрин, являющийся составной частью древнееврейского сборника религиозного характера, кодифицировавшего гражданское и уголовное законодательство. На основе анализа данного исторического источника выделяются такие принципы судопроизводства и судоустройства, как: принцип рукоположения судей; принцип очередности молодого судьи; принцип четного числа судей; принцип большинства судей; принцип коллегиальности судебного разбирательства и другие. На основании ранее проведенных исследований вновь формализованные принципы категоризированы на группы принципов институционально-кадровой эффективности; процессуально-адаптивной обеспеченности и субъектно-статусной конфиденции.




Для обогащения разработанной правовой теории принципов судебной власти представляется необходимым дополнить ее анализом зарубежного опыта формализации принципов судебной власти, используя ретроспективный метод, обратившись к историческим памятникам права.

Как отмечает профессор М.В. Мархгейм, «смысловые нагрузки и ценностные грани конституционных принципов представляются практически неисчерпаемыми. В числе таких смыслов и граней – интегральность конституционных принципов, щедро распространяющая свой потенциал на современное общество и государство». Данное высказывание можно смело применить и в исторической ретроспективе.

В начале III в. н.э. известный еврейский ученый и раввин Рабби Иехуда ха-Наси, используя различные комментарии к Торе, составил окончательную редакцию свода правовых норм, получивший название Мишна (מִשְׁנָה), – одного из древнееврейских юридических памятников права, сборника религиозного характера, итоговый вариант предписаний которого приходится приблизительно на 220 г. н.э.

Согласно иудаизму «право и закон, чтобы быть справедливыми, должны иметь божественное происхождение, должны быть от Бога. В силу этого право и закон – первичны, а государство и власть – вторичны. В этом состоит существенное отличие еврейского права от права подавляющего большинства других стран, в которых закреплен приоритет государства перед правом».

«В течение веков ведущие законоучители противились фиксации устного права, понимая, что его устная передача заставляет учеников сохранять тесную связь с учителем: они считали учителей, а не книги, самыми лучшими носителями еврейской традиции, но забытой, если не будет записана…».

Список литературы

1. Кащенко С.Г. Источники еврейского права / С.Г. Кащенко, О.А. Кравчук // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Юридические науки. 2014. Т. 27. № 1 (66). С. 44–57.
2. Кащенко С.Г. Суд и судопроизводство в древнееврейском государстве / С.Г. Кащенко, П.Е. Таран // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2015. Т. 1 (67). № 1. С. 45–53.
3. Кащенко С.Г. Право в Древнееврейском государстве / С.Г. Кащенко, П.Е. Таран // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Юридические науки. 2014. Т. 27. № 4 (66). С. 9–14.
4. Мархгейм М.В. Конституционные принципы как интегральный фактор современного российского общества и государства / М.В. Мархгейм // Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства : материалы Международной научно-прак
5. Мишна / перевод с иврита М. Левинов. Раздел Незикин [Ущербы]. Москва : Книжники ; Лехаим, 2014. 784 с.
6. Тресков А.П. Конституционно-правовая теория принципов судебной власти России : диссертация доктора юридических наук / А.П. Тресков. Белгород, 2022. 423 с.
7. Тресков А.П. Конституционно-правовая теория принципов судебной власти России : монография / А.П. Тресков. Москва : Издательский дом «Юр-ВАК», 2023. 410 с.

Остальные статьи