Теория преступления и наказания в трудах Л.Н. Толстого: литературные этюды в образах права
Аннотация
В статье актуализируется значение Л.Н. Толстого не как писателя, а как общественнополитического мыслителя, тесно связанного с русским освободительным движением второй половины XIX — начала XX вв. Анализируется понятие права в целом, его соотношение со справедливостью. Доказывается, что Толстой осознавал социальную природу преступности и отрицал абстрактную антропологическую теорию Ломброзо. Исследуются причины положительного отношения мыслителя к революционерам и отрицательного отношения к смертной казни.
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 02/2025 |
Страницы | 15-21 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-2-15-21 |
Многогранное наследие великого русского писателя, мыслителя и общественного деятеля Льва Николаевича Толстого (далее – Толстой), всемирно известные литературные шедевры которого знакомы нам со школьной скамьи, носит комплексный характер и не ограничивается парадигмой художественной литературы. Характеризуя деятельность Толстого, В.В. Ячевский пишет: «Связанная своими основными сторонами с русским освободительным движением второй половины XIX – начала XX в. она касалась его самых животрепещущих проблем, характеризовалась страстным стремлением великого писателя найти ответы на многие «больные» и «проклятые» вопросы своего времени». В.И. Ленин, будучи автором множества статей, посвященных его творчеству, акцентировал внимание на значении Толстого как мыслителя, «который с громадной силой, уверенностью, искренностью поставил целый ряд вопросов, касающихся основных черт современного политического и общественного устройства». Несмотря на столь высокую оценку заслуженного теоретика государства и права, общественно-политическое и правовое наследие Толстого получило различные интерпретации в научной литературе.
На протяжении длительного времени общественно-политические и правовые воззрения Толстого не становились предметом специального научного анализа. Более того, ряд ученых и вовсе квалифицировали их как реакционные и не заслуживающие критического анализа. В свою очередь В.И. Ленин акцентировал внимание не на моральных и религиозных воззрениях Толстого, а на его общественно-политических взглядах, в которых выражается оригинальность форм демократического движения и его идеологии. Необходимо понимать, что любое законодательство и применение права детерминируются доктринальной основой или политико-правовой мыслью. Отечественная политико-правовая мысль в этом смысле не является исключением и воплощает в себе систему ценностей, соответствующий общесоциальный опыт и наиболее оптимальные правовые наработки.
Конец XIX столетия в нашей стране наряду с различными социальными проблемами отличался значительным ростом преступности. Развитие капиталистических отношений выражалось в разрушении традиционных устоев деревенской жизни. Жесточайшая эксплуатация крестьян заставляла последних покидать привычную сельскую местность и уходить в города, где они зачастую не могли найти применения своим силам. В результате обнищавшие крестьяне были вынуждены становиться на преступный путь. Эта трагедия народной жизни вызывала непримиримый протест у Толстого, который не мог об этом не рассуждать.