Учреждающее насилие: становление суверенитета
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о государственно-политическом значении учреждающего принципа власти — феномена, свойственного переходным историческим эпохам, когда революционные преобразования взламывают устои, на основе своих ценностей и представлений формируют новые порядки — государственный и правовой. Прежняя легитимность систем сменяется новой легитимностью. В процессе насильственных действий происходит смена идей, ценностей и институтов. Одним из важнейших исторических моментов в этой связи является переход от Средневековья к Новому времени в Европе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 02/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-2-2-7 |
Переход от Средневековья к Новому времени демонстрирует ряд особенностей, обнаруженных еще в предшествующие переходные эпохи и многократно повторявшихся впоследствии. В государственно-правовой истории это целый набор архетипов, актуализированных и ставших базовыми для современных политических систем. Даже форма и стиль трансформаций, выраженные в идеях и институциях, подчас удивительно напоминают феномены той великой эпохи, породившей Ренессанс, Реформацию, Контрреформацию…
Соединившись вместе, сокровенность и власть, дух гностической революции, претендующей на преобразование мира, и могущество суверенитета открывают новую политическую реальность для Европы XVI–XVII вв.
Учреждающая власть по сути своей первична, она, рождаясь из ничего, запускает властвование, приводя его в состояние учрежденной власти, более стабильной, нежели ее первоначальное состояние. Учреждающая власть являет собой открытое напряжение. Свобода — могущество учреждающей власти, а учреждающий принцип власти представляется абсолютным, его действие отражено в различных формах «творческого» насилия: в войне, в мятежах и пр. Динамизм учреждающей власти вполне соответствует ее открытости к переменам.
Власть всегда предпочитает создавать, а не разрушать. Даже когда она уничтожает враждебные или непригодные для нее элементы, то делает всё во имя создания. Ведь это — учреждающая власть. Сохранение и использование систематизаций и структур «старого режима» фундаментальны, жизненно важны для общества и государства, являются одним из аспектов политики преемственности. В условиях перехода к Новому времени процессы социальной трансформации включали в себя определенное совмещение изменений «в некоторых основополагающих нормах социального взаимодействия (принцип справедливого распределения, легитимизация социального порядка)» и соединение «изменений с реконструированием доступа к власти и переустройством центров власти, преобразованием их символики и принципов легитимности» (Шмуэль Эйзенштадт).
Внешняя функция и забота суверена — защита своего пространства, внутренняя — усиление могущества. Могущество есть свобода, это — утверждающий принцип и основание легитимности. Всемогущество учреждающей власти противостоит всемогуществу существующего порядка. В ходе революционного кризиса происходит реконструкция данного порядка, представлявшаяся его нарушением. Так, по окончании Тридцатилетней войны Священная Римская империя сохранила внешние формы сосуществования национальных суверенных государств. Переместились только центры властвования.