Институт представительства в современном цивилистическом процессе
Аннотация
Статья посвящена анализу правовых норм, связанных с деятельностью представителя в цивилистическом процессе. В условиях унификации и модернизации процессуального законодательства происходит последовательное реформирование различных правовых институтов, и институт судебного представительства не является исключением. Сегодня сфера деятельности судебного представителя по своему содержанию представляется сложной и требует наличия специальных знаний, навыков и опыта ведения дела в суде. Поэтому обращение к данному вопросу продиктовано необходимостью дальнейшего исследования и анализа законодательных новелл о профессиональном представительстве, а также выработки путей развития и совершенствования российского законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 02/2025 |
Страницы | 26-30 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-2-26-30 |
Правовая система Российской Федерации представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя множество отраслей и правовых институтов, которая требует непрерывного совершенствования.
В настоящее время процессуальное право Российской Федерации претерпевает последовательные изменения, в частности, происходит постепенное реформирование различных правовых институтов. Как известно, в 2018 г. в целях модернизации и оптимизации судопроизводства были внесены изменения в три главных процессуальных кодекса: АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, а также в ряд иных федеральных законов. В литературе принятие данного закона и проведение реформы получило название «процессуальная революция». Еще на стадии разработки проект закона вызвал активное обсуждение в обществе и сформировал вокруг себя диаметрально противоположные мнения. Принципиальные изменения коснулись института представительства, устанавливающего образовательный ценз в отношении судебных представителей.
Институт судебного представительства, с одной стороны, способствует субъектам гражданских процессуальных отношений реализовать предоставленные им законодательством права, а с другой стороны, помогает суду в рассмотрении и разрешения дела, так как участие квалифицированного специалиста в области права в большинстве случаев позволяет избежать процессуальных ошибок и иных отрицательных последствий.
Между тем в законодательстве отсутствует какая-либо регламентация критериев квалифицированной юридической помощи, хотя вопрос о необходимости их выработки неоднократно поднимался Конституционным Судом Российской Федерации. Прежде всего, необходимость их выработки обосновывалась применительно к деятельности адвоката, являющегося стороной защиты по уголовному делу.
Еще в 1997 г. Конституционный Суд Российской Федерации сказал, что критерии квалифицированной юридической помощи необходимы для обеспечения состязательности и равноправия сторон и устанавливаются законодателем. Позже данная позиция была развита в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 15-П, и уже сделан акцент на том, что установление таких критериев не должно приводить к несоразмерному превалированию судебной защиты и оказания квалифицированной юридической помощи друг над другом. Здесь же Конституционный Суд Российской Федерации сделал значимый вывод: установление критериев является правом, а не обязанностью органов законодательной власти.