Конституционные основания права на забастовку
Аннотация
Конституция Российской Федерации и контрольные органы Международной организации труда различным образом определяют основания права человека на забастовку. Это приводит к различным выводам относительно допустимости забастовок солидарности и политических забастовок. Анализ теоретических положений приводит автора к выводу об обоснованности положений Конституции Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 01/2025 |
Страницы | 28-31 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2025-1-28-31 |
Конституция Российской Федерации, будучи актом высшей юридической силы, закрепляя права и свободы человека и гражданина, устанавливает фундаментальные принципы, на которых строится вся система правового регулирования общественных отношений. В ней воплощаются идеалы развития общества и государства, которым придается нормативно-правовое общеобязательное значение.
Россия, являясь частью мирового сообщества, включает в свою правовую систему также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Заключая международные договоры, принимая на себя обязанности следовать общепризнанным принципам и нормам международного права, Российская Федерация оценивает содержание соответствующих обязанностей, их будущее место в системе российского права, фактически расширяя содержание внутреннего права.
Вместе с тем общепризнанные принципы и нормы международного права, но не сами по себе, а в истолковании, приданном им международными организациями и межгосударственными органами, могут и не соответствовать положениям Конституции Российской Федерации. И хотя толкование международных актов контрольными органами международных организаций фактически выступает лишь в качестве ориентира для законодателя и правоприменителей, это, по мнению специалистов в области международного трудового права, не означает отсутствия у государства обязательства применять международные договоры в сфере труда с учетом их аутентичного толкования, т.е. принимать законы, реализующие нормы международных трудовых стандартов, в том виде, как они понимаются контрольными органами. Впрочем, в настоящее время данный вывод применительно к Российской Федерации утратил свою актуальность: если решения межгосударственных органов приняты на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, которое противоречит Конституции Российской Федерации, то эти решения в Российской Федерации исполнению не подлежат (ст. 79 Конституции Российской Федерации).
В сфере трудового права наиболее показательным примером такого несоответствия выступает трактовка права на забастовку.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Соответственно, российская Конституция не придает праву на забастовку самостоятельного значения, а рассматривает его в качестве части права на трудовые споры, не делая различий между индивидуальными и коллективными трудовыми спорами.