Дата публикации: 06.02.2025

Легитимность и подотчетность Совета судей

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формальной и функциональной легитимности Совета судей, а также некоторые аспекты их подотчетности и ответственности, на основе изучения международного опыта и практик зарубежных стран обосновываются рекомендации по совершенствованию правового статуса Совета судей Российской Федерации.




Судебная власть играет важную роль в качестве третьей власти в демократическом государстве, управляемом верховенством права.

Чтобы выполнять свою роль в современном государстве, судебная система должна быть организована таким образом, чтобы отдельные судьи могли свободно решать дела в условиях полной независимости, руководствуясь только законом. Необходимо избегать даже видимости внешнего влияния и давления, чтобы общественность могла доверять судебной власти, понимая, что судебные решения принимаются в условиях независимости.

В демократическом правовом государстве независимая судебная система является необходимостью. Легитимность всех органов судейского сообщества имеет первостепенное значение для поддержания верховенства закона. Можно выделить два основания легитимности власти отдельных судей и судебной власти: формальный и функциональный.

Формальная или законная легитимность обеспечивается конституцией или специальным законом государства и законными судебными назначениями. Функциональная легитимность основана на доверии общественности, созданном благодаря отличной работе, прозрачности и подотчетности. Эти два источника легитимности также актуальны для органов судейского сообщества в целом, а также для Советов судей.

В Российской Федерации деятельность Совета судей регламентируется Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Указанный закон закрепляет задачи, принципы организации и деятельности, виды органов судейского сообщества, вопросы формирования, полномочия, обеспечение деятельности. Более подробнее деятельность Совета судей Российской Федерации регулируется Регламентом Совета судей Российской Федерации, утвержденным VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.

Список литературы

1. Абдулин Р.С. Возникновение и эволюция термина «судебное управление» / Р.С. Абдулин // Genesis: исторические исследования. 2024. № 1. С. 20–27.
2. Алексеевская Е.И. Современная концепция судебного управления и его принципы / Е.И. Алексеевская // Вестник арбитражной практики. 2021. № 1. С. 17–20.
3. Бурдина Е.В. Российская модель судейского самоуправления: необходимость функциональной модернизации / Е.В. Бурдина, Н.А. Петухов // Российское правосудие. 2017. № 5. С. 33–43.
4. Винокурова М.Ю. Особенности взаимодействия органов судейского сообщества и средств массовой информации / М.Ю. Винокурова // Российский судья. 2014. № 5. С. 31–34.
5. Клементьева В.И. Вопросы правового регулирования деятельности советов судей в Российской Федерации / В.И. Клементьева // Российский судья. 2024. № 7. С. 38–43.
6. Момотов В.В. Статья председателя Совета судей Российской Федерации В.В. Момотова «Судебная власть Российской Федерации в контексте международно-правовых стандартов независимости, эффективности и ответственности суда» / В.В. Момотов // Развитие правовых си

Остальные статьи