Развитие системы революционных трибуналов РСФСР в годы Гражданской войны и перехода к мирному строительству (июнь 1917 г. — ноябрь 1922 г.)
Аннотация
Период 1917–1922 гг. характеризуется процессами интенсивного формирования и преобразования органов осуществления правосудия, в том числе специального характера, зачастую имевшими довольно хаотичный характер в силу неординарности исторического контекста, скептического отношения советской власти к правовым нормам и институтам предшествующих правительств и необходимости обеспечения общественного порядка в революционных условиях всеми возможными средствами. В настоящей статье с привлечением архивных материалов, нормативных правовых актов и научных работ предпринимается попытка осветить историю возникновения и развития системы революционных трибуналов РСФСР в период с мая — июня 1918 г. по ноябрь 1922 г., рассмотреть их структуру, ход преобразований, отметить наиболее значимые исторические обстоятельства данного процесса, дать оценку нормативных правовых актов советской власти о революционных трибуналах. Актуальность исследования революционных трибуналов РСФСР обусловлена недостаточной изученностью данной темы в исторической и историко-правовой литературе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 01/2025 |
Страницы | 31-35 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-1-31-35 |
В настоящей статье предпринимается попытка осветить отдельные проблемы истории возникновения и развития системы военных и транспортных революционных трибуналов РСФСР в период с мая — июня 1918 г. по ноябрь 1922 г., когда в ходе Гражданской войны и иностранной военной интервенции появилась необходимость их создания, а также причины их сохранения, в то время как в первые годы новой экономической политики необходимость в существовании общих ревтрибуналов отпала, и они были упразднены в ходе судебной реформы 1922 г.
Военные суды в России имеют давнюю историю, берущую начало еще в допетровские времена. Тогда же появились и специальные нормы так называемого военного права. Первые военно-уголовные кодексы начали создавать уже в ранние годы правления Петра I. При Петре I появляются и первые специальные военные суды — полковые и генеральные кригсрехты, формирование и деятельность которых регулировалась «Кратким изображением процесса, или судебных тяжб», изданным в 1715 г. В 1717 г. были учреждены Военная и Адмиралтейская коллегии, в круг полномочий которых входило и осуществление правосудия в роли ревизионной инстанции относительно кригсрехтов, т.е. они занимали положение судов второй ступени. Важнейшей вехой в истории военных судов стала Военная реформа, в ходе которой в 1867 г. был принят Военно-судебный устав и образована новая военно-судебная структура, включавшая полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. В основных своих чертах сложившаяся в результате реформы Александра II система военных судов сохранилась до 1917 г.
Поскольку цель настоящей работы — рассмотрение военных судов в Красной армии в первые годы после Октябрьской революции, представляется интересным обозначить черты, которые свидетельствуют о некоторой преемственности царских военных судов и советских революционных военных трибуналов. Среди общих черт можно отметить специальный характер военных судов и реввоентрибуналов, поскольку они рассматривали воинские преступления, имели направленность на обеспечение порядка воинской дисциплины, были отделены от судов гражданских.
Среди отличий стоит обозначить первоначальную стихийность образования реввоентрибуналов, в связи с чем первые акты о них принимались зачастую постфактум, носили «догоняющий» характер (что, однако, не касается реввоентрибуналов на транспорте). Также стоит отметить, что реввоентрибуналы имели чрезвычайный характер, равно как и царские военно-полевые суды, какового не имели военные суды, учрежденные до начала эпохи революций.
Некоторые аспекты становления военных судов в Красной армии были рассмотрены советскими и постсоветскими учеными. Хотелось бы обратить внимание на причины, заставившие Советскую власть восстановить военную юстицию: это специфика положения военнослужащих и особые требования к безопасности в районе ведения военных действий.